Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
жестко централизованная система управления, планово-распределительное производство типовых арт-объектов, «москвоцентризм», идеология, ориентированная на институциональное, тематическое и стилистическое единообразие художественной жизни172. Художественная культура Кольского Севера в 30-е годы XX века развивалась под воздействием глобальных социокультурных процессов в рамках единой для всех регионов и для всей художественной культуры России государственной политики, целью которой являлось создание новой художественной культуры социалистического типа. Официальной задачей изобразительного искусства в Заполярье в 30-е годы XX века являлось отображение в художественных произведениях значительных урбанизационно-промышленных и научно-технических преобразований, индустриальное развитие региона, в короткий срок превративших край в один из самых развитых районов СССР . В результате чего дальнейшее интенсивное развитие в регионе получил сформированный в середине 20-х годов XX века ранний социалистический тип изобразительного искусства Кольского Заполярья. А.М. Горький писал: «в Мурманске особенно хорошо чувствуешь широту размаха государственного строительства», художники и литераторы должны были показать преобразования природы, контраст между старым и новым на Кольском полуострове 74. В 1935 году об изобразительном искусстве в регионе художник А. Рыбников писал: «в общей системе работ в Заполярье и Арктике художник оказывался случайным растерянным пришельцем. Перед ним развертывалась панорама великих работ на фоне неведомых морей и земель, и он без компетентного руководства путался в мелких деталях, заслоняющих от его неподготовленного взора основную идею целого»175. Где «идея целого», по мнению художественного критика В. Лаврова, состояла в том, чтобы «показать дальний Север таким, какой он есть в действительности, во всем его суровом величии, в необычной игре красок <...> помочь культурному строительству, дать ему нужное художественное оформление и отобразить в художественных произведениях роль нашей великой паргии и советского 172 Янковская Г.А. Социальная история изобразительного искусства в годы сталинизма: институциональный и экономический аспекты : Автореферат дис. ... д-ра исторических наук: 07.00.02; [Место защиты: Том. гос. ун-т], 2008. - 43 с. - С.6 173См.: Каталог к выставке «Советская Арктика. Советский север». - М., 1935. - С. 3-4 174Горький А.М. На краю земли // Полное собрание сочинений: В 25 т. Т.20. - М.: Наука, 1974.- С.240-250 175Каталог к выставке «Советская Арктика и Советский Север в изоискусстве» // Вступит, статьи: «Художник на Севере» Б. Лавров, «За организованную работу художника на Севере» А. Рыбников. - М.: Московский Союз советских художников, 1935. - 88 с. - С 6 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz