Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

областях и городах страны образовывались Союзы советских художников, творческие установки которых «декретировал сам И.В. Сталин формулой “социалистический реализм”»163. «Соцреализм» должен был представлять собой новый тип художественного сознания, быть искусством монументальным, в деталях изображающим жизнь в её революционном развитии, единственным, официально разрешенным методом отражения реальности. «Центральной задачей пропаганды средствами искусства стало формирование «нового советского человека»164. Были определены темы искусства - от героики революции до трудовых будней, где труд оставался одной из наиболее поэтизированных художественных категорий, создан механизм государственных заказов, планированных выставок и наград, открыта Всероссийская Академия художеств165 и Институт живописи, скульптуры и архитектуры. Определяющими тенденциями «соцреализма» стали «исторический оптимизм» (по М. Горькому), создание социалистических идеалов, монументализм, мифологизм, прагматизм, массовость, тематическая ограниченность166. А.К. Якимович отмечает, что «идеологический реализм советского типа добивался магической власти над миром и претендовал на умение запечатлевать чаемое и мечтаемое так, как если бы это было на самом деле»167. Искусство было поставлено в жесткие антицерковные рамки168! Союз СХ СССР169, Всекохудожник170, Художественный фонд171 составляли основу институциональной системы и стали формой управления художественной деятельностью, заказчиками и исполнителями заказов, собственниками имущества (выставочных, производственных, жилых помещений, магазинов, творческих дач) и хранителями художественных произведений. Как отмечает Г.А. Янковская, с их помощью создавалась 1ЫКаган М.С. Введение в историю мировой культуры: В 2-х кн. Кн.2. Там же. - С. 257 Первый всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. М.: Гослитиздат, 1934. - с. 718 Закрыта в первые годы революции; открыта в 1932 году См.: Корнфельд Я. Архитектура выставки // Архитектура СССР. - М.: Изд-во Академии Архитектуры СССР, 1939, № 9. - С. 4-29; Конев В.П. Советская художественная культура периода 30-х - 80-х годов XX века (Теоретико-исторический анализ) : Дисс. ... д-ра культурологических наук : 24.00.01 Новосибирск, 2004 415 с. - С. 292 17Якимович А.К. Реализмы двадцатого века. Альбом. —М.: ГАЛАТ, ОЛМА-ПРБСС, 2001. - 176 с .-С . 14 См.: Художественная жизнь современного общества: в 4-х т. Т.1. Субкультуры и этносы * художественной жизни / отв.ред. К.Б. Соколов. - СПб.: Д.Б., 1996. - С. 228 Начало формирования - 1932 год, образование Оргкомитета - 1939, созыв учредительного съезда - 1957 Учрежден в 1929 году Образован в 1940 году 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz