Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

вследствие чего они ослабили свое влияние на формирование общих культурных традиций и были вынуждены всё больше приспосабливаться к новым общественным условиям и видам деятельности. Как следствие адаптации к новым социокультурным условиям в художественно­ изобразительной деятельности автохтонного населения появился ряд новаций стимулированного типа. Однако, профессиональных художников в местной этнической среде в начале XX века не появилось. Основным источником новаций в изобразительном искусстве Кольского Заполярья стали экспедиционные художники и художники, приезжавшие в Заполярье в самостоятельные творческие командировки, оставившие уникальное культурное наследие высокого уровня и обогатившее своими произведениями художественную культуру Севера. Их активная творческая деятельность стимулировала появление в культурном пространстве региона профессионального изобразительного искусства, главным образом, его реалистического направления, а также начальный этап стереотипизации целого ряда новаций. Развитие изобразительного искусства в регионе в дореволюционный период во многом определялось научным изучением Севера. Основной объём созданных приезжими художниками изобразительных текстов включал зарисовки построек и быта аборигенного населения, костюма и другие изображения этнографического характера, в результате чего дальнейшее развитие в Кольском Заполярье получило изобразительное искусство этнографического типа. В постреволюционный период, несмотря на то, что ряд художников продолжали создавать изображения данного типа, в результате формирования новых эстетических предпочтений источников «социального заказа» доминирующим направлением изобразительного искусства в Кольском Заполярье, вслед за искусством центральной части страны, стало изображение интенсивного индустриального развития, в результате чего сформировался новый тип изобразительного искусства Кольского Заполярья - ранний социалистический тип. Основными мотивами художественных произведений значительного числа командированных на Советский Север в данный период художников становились новые для региона индустриальные мотивы, показывающие результат деятельности человека в новых социально-экономических условиях, воспевающие одну из наиболее поэтизированных художественных категорий периода --труд и тему «покорение природы человеком». Основной специфической особенностью изобразительного искусства Кольского Заполярья в начале XX века стагю доминирование пейзажного жанра, роль которого в отечественной живописи данного периода была значительной. В отличие от жанровых, тематические 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz