Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

импровизационность; в декоративно-прикладном творчестве саамов появилось новационное художественное направление - архитектоническое моделирование форм искусства - создание сувениров: миниатюрных моделей национальной одежды, архитектурных сооружений, предметов быта, выполненных, по словам В. Ященко, с удивительной точностью по отношению к оригиналам156. Значительное число творческих поездок на Кольский полуостров русских живописцев и их активная творческая работа стимулировала появление в региональной этнической среде ряда самобытных художников, что стало инновационным явлением в художественной культуре края. Наиболее известным из них был И.К. Вылка, который много лет участвовал проводником в экспедициях исследователя Арктики В.А. Русанова по Новой Земле, а в 1910 году полгода учился рисованию в г. Москве у художников B.В. Переплетчикова, А.Е. Архипова и А.М. Васнецова 57. Некоторую известность получила также талантливая самобытная художница-саами C. Сорванова из поселка Иоканьга, на творчество которой обратил внимание этнограф и художник В.В. Чарнолуский. Таким образом, начало XX века, стало временем интенсивного протекания в Кольском Заполярье модернизационного процесса, временем значительных изменений состава населения и облика региона, периодом формирования культуры личностно-креативного типа, сопровождавшееся вхождением разных этносов в инокультурную среду и первичным освоением новых культурных смыслов. Данный период оказал серьезное воздействие на формирование новых тенденций в развитии художественной культуры Кольского Заполярья, о чем свидетельствуют метаморфозы традиционной культуры, а также институциональные и морфологические изменения в сфере изобразительного искусства. Ведущими модернизационными процессами начала XX века в культуре Кольского Заполярья, оказавшими серьезное влияние на формирование новых форм художественной культуры в регионе стали железнодорожное строительство, урбанизация, активизация экономической жизни, создание основ промышленности, появление новой информации, многочисленные научные изыскания, поиск Северного Морского пути. В перестраивающемся культурном пространстве переходного типа произошло частичное размывание инновационными волнами традиционных культур народов региона и диссипация многих элементов устойчивого культурного порядка, См.: Ященко В. Несколько слов о Русской Лапландии. Э.О.Т.ХП . -СПб., 1892. - С.38 7См.: Переплетчиков В.В. Художник самоед Тыко Вьшка // Живая Арктика. 1997, №3. - С. 13-14 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz