Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

над которым был приглашен К.А. Коровин. На основе северных этюдов, художник создал монументальный цикл из десяти декоративных панно, показывающих географию, экономику и быт Севера, а самое большое из них «Екатерининская гавань Мурманского побережья» - было превращено в диораму152. К работе над панно К.А. Коровин привлек художников С.В. Малютина и Н.В. Досекина. В павильоне были размещены также модели промысловых судов, подлинные орудия лова, шкуры животных, одежда поморов и другие экспонаты153. Мурманские этюды К.А. Коровин использовал также для создания живописного панно для Северного отдела павильона России на Всемирной выставке в Париже 1900 года, устроенного обществом Архангельской железной дороги. Частью экспозиции Северного отдела стали и работы ряда экспедиционных художников - Е.И. Столицы, А.А. Борисова и других. Инновационные волны начали отчасти размывать традиционные культуры народов региона, которые стали ослаблять свое влияние на формирование общих культурных традиций, уступая позиции, прежде всего, быстро растущему русскому населению и были вынуждены всё больше приспосабливаться к новым общественным условиям и видам деятельности. Существенно в начале XX века изменился этнический состав региона, вследствие чего стал складываться общий полиэтнический интегративный тип региональной культуры, изменялись культурные ориентации этносов154. Влияние государственных органов на жизнь саамов, как отмечают А.А. Киселев и Т.А. Киселева, вследствие географического фактора, специфического социально-общественного уклада жизни автохтонного населения, отдаленности региона от промышленных районов, проявлялась довольно слабо155. Однако, внимание к Кольскому Заполярью со стороны исследователей, художников, литераторов, промышленников и значительные модернизационные преобразования края стимулировали возникновение определенных предпосылок для социокультурных изменений в жизни аборигенных народов Кольского Севера. Как следствие адаптации к новым социокультурным условиям, одной из важнейших отличительных характеристик художественной культуры саамов в начале XX века стала 152Впоследствии панно украшали интерьеры Ярославского вокзала в Москве, сейчас серия декоративных работ на заполярную тему в экспозиции Третьяковской галереи 153 См.: Молева Н.М. Константин Коровин: жизнь и творчество, письма, документы, воспоминания / сост., автор монограф, очерка Н.М. Молева. - М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. - 563 с. - С. 246 154 См.: Вагинова JI.C. Особенности эволюции художественной культуры народов Кольского Заполярья в Новое время. Там же. — С. 74 -77 155См.: Киселев А.А., Киселева Т.А. Советские саамы: история, экономика, культура. Изд. 2-е, перераб.и доп. - Мурманск: Кн.изд-во, 1987. - 208 с. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz