Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
протяжении всего рассматриваемого периода, на Кольском полуострове оно стало новационным видом изобразительной деятельности и не сразу, в отличие от живописи вошло в культурное поле края. Искусство монументальной скульптуры в регионе появилось только в постреволюционный период и было стимулировано «ленинским планом монументальной пропаганды», согласно которому данному виду искусства отводилось одно из основных мест, как мощному средству политической пропаганды139. По всей стране воздвигались новые монументы, воплощавшие новое революционное содержание. Первой скульптурной композицией, установленной на Кольском Севере, стала бронзовая мемориальная доска в честь В.И. Ленина, открытая в 1923 году в г. Александровске, а первой монументальной скульптурой - обобщенно-символический железобетонный памятник жертвам военной иностранной интервенции 1918-1920 гг., похожий на капитанский мостик корабля, воздвигнутый по проекту инженера А.В. Савченко над братской могилой в г. Мурманске в 1927 году. Как и в других городах страны, монумент был обращен к массам и являлся средством политической пропаганды. Он служили центром общественной жизни, став основным местом проведения митингов, собраний, военных парадов и праздничных шествий. В этом же году памятник жертвам интервенции был открыт и в пос. Иоканьга. В соответствии с упомянутым ранее «ленинским планом монументальной пропаганды», помимо скульптуры, на Кольском Севере в 20- е годы XX века активно начали развиваться агитационно-массовые формы искусства, такие как украшение манифестаций, шествий, массовых празднеств. С развитием городской культуры в Кольском Заполярье появилось также новое для региона экспозиционно-оформительское искусство, наглядно демонстрировавшее красоту и богатство края начала эпохи модернизации. Первая на территории полуострова выставка, по сообщению К.К. Случевского, была организована в 1885 году в г. Кола к приезду правительственной экспедиции и носила этнографический характер. На ней экспонировались подлинное традиционное саамское жилище - кувакса, хозяйственный инвентарь и другое, что стало новационным явлением в культурном поле края140. Дальнейшее развитие данного вида деятельности в регионе было связано с общей для русского искусства идеей народности, развивавшейся с середины XIX века, но в начале XX, как отмечает М.М. Алленов, Искусство Советского Союза. Альбом. JL: «Аврора», 1982. - 688 с. - С. 7 См.: Каталог к выставке «Советская Арктика. Советский север». М., 1935. - С. 70 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz