Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

Иногда творческий импульс к рождению книги давши сами картины, написанные в Заполярье. Так появилось детское произведение «Рыбаки» придуманное поэтом А.И. Введенским и художником В.М. Ермолаевой на основе северной серии гуашей. Такая работа способствовала тесному „ „ 134 взаимодеиствию литературной и художественной составляющей издания Знаковым в развитии книжной графики на Кольском Севере стал, по мнению Е В. Васильевой, очерк А.М. Горького «На краю земли» (1929). В работе представлен целый ряд пейзажных зарисовок, однако, в отличие от иллюстраций в догорьковских произведениях, эти рисунки играли уже второстепенную роль. Основным назначением рисунков было - отчетливее показать пафос социалистических преобразований, «этим очерком он положил начало изображению Крайнего Севера и его людей с позиции “социалистического реализма”»135. Модернизационные процессы начала XX века в культуре Кольского Заполярья - железнодорожное строительство, поиск Северного Морского пути, развитие промышленности, активизация экономической жизни, появление новой информации, урбанизация стали ведущими тенденциями в развитии края, оказавшими серьезное влияние на формирование новых форм художественной культуры в регионе. Об этом свидетельствует довольно быстрое проникновение в регион городской культуры и развитие различных ее форм, «создававших очаги для нового творчества»136. Первым городом на Кольском Заполярье, создававшемся как уездный центр и «коммерческий порт» с благоустроенными домами, станцией международного телеграфа и железной дорогой, стал основанный в 1896 году Александровск на Мурмане (Полярный). В октябре 1916 года на берегу Кольского залива был основан город Романов-на-Мурмане (Мурманск), появились рабочие поселки137. Более интенсивное городское строительство в регионе началось с 20-х годов XX века138. Рост городского населения и интенсификация коммуникационных процессов способствовали формированию новой социокультурной среды обитания. С развитием городской культуры в регионе появилась монументальная скульптура. Однако, несмотря на то, что искусство монументальной и монументально-декоративной скульптуры в России активно развивалось на 134См.: Заинчковская А.Н. Автореферат. Там же. 135Васильева Е.В. Диссертация. Там же. — С. 167 136Васильева Е.В. Диссертация. Там же. — С. 157 137 До 1921 года регион входил в состав Архангельской губернии, с 1921 был самостоятельной Мурманской губернией, в 1926 году вошел в состав Ленинградской области 138См.: Киселев А.А. Мурманск - город-герой. - М.: Воениздат, 1988. - 189 с. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz