Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

новационного в изобразительном искусстве Кольского Заполярья направления, как книжная графика. Литературные тексты о Кольском Заполярье, изданные в начале XX века оформлялись преимущественно графическими работами - гравюрами и ксилографиями, позднее - фоторепродукциями масляных и акварельных картин. На рубеже веков книг о севере России издавалось мало и их оформлением зачастую занимались художники, никогда не бывавшие на Кольском полуострове. Вследствие чего иллюстрации носили скорее фантастический характер, чем показывали реальные пейзажи. По воображению и под впечатлением от прочитанных литературных текстов серию рисунков для книги В.И. Немировича-Данченко «Страна холода» (1903) создал Н.Н. Каразин. Эти же рисунки были опубликованы в журнале «Живописная Россия» (1881). Работа А.В. Елисеева «По белу свету» (1895) была проиллюстрирована художником С.К. Пиотровичем, также никогда не приезжавшим на Кольский Север. Дальнейший процесс стереотипизации данной новации выразился во включении в работу по оформлению книг художников, работавших на северном пленере: этнографические зарисовки А. Шильдера вошли в книгу поэта К.К. Случевского «По Северо-Западу России» (1897); литографии и цветные вклейки рисунков Е.И. Шарко украсили монографию Н.Н. Харузина «Русские лопари» (1890). Тридцать фоторепродукций северных этюдов К.А. Коровина и В.А. Серова были воспроизведены в книге Е. Львова «По студеному морю. Поездка на Север» (1895). Эти иллюстрации доносили до читателя наглядный образ края и имели такое же первостепенное значение, как и сам текст. Они были скорее законченными самостоятельными произведениями, не столько искусством книги, сколько самостоятельным искусством в книге. Целый ряд книг о Кольском Заполярье был не только оформлен, но и написан самими художниками: цветные иллюстрации своих картин А.А. Борисов включил в книгу путевых очерков «У самоедов» (1907); этнографические зарисовки В.В. Верещагина вошли в авторский «Очерк Архангельской губернии» (1848); книга академика архитектуры В.В. Суслова «Путевые заметки о Севере России и Норвегии» (1888) была иллюстрирована авторскими рисунками памятников древнерусского искусства; этнографические зарисовки и акварельные этюды включил в свои книги В.В. Чарнолуский133. 133 См.: Чарнолуский В.В. В краю Летучего камня: записки этнографа. Ота.ред.и авт. послесл. и коммент. Т.В. Лукьянченко и Ю.Б. Симченко. - Москва: Издательство «Мысль», 1972. - 271 с. 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz