Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
традиционному русскому народному костюму - «Беломорье. Крестьянка в старинном штофнике» (1931, ГТГ)129. Необходимо отметить также творческую деятельность художника, никогда не посещавшего Кольский полуостров - В.В. Кандинского, на творчество которого особое влияние оказали предметы религиозного культа автохтонного населения региона - саамские шаманские бубны. Художник был знаком с зарисовками лопарских бубнов, показанными ему Н.Н. Харузиным и Г.Н. Потаниным, а также с коллекцией лапландских бубнов из Стокгольмского музея. Интерес В.В. Кандинского к предметам шаманской обрядности выразился в создании целой серии овальных картин - бубнов, начатой в 1910-1911 годах и продолженной после 1925 года - «Белый овал» (1920, ПТ ), «Без названия (Овал № 2)» (1925), «Уровни» (1929, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма). Мотивы круга и овала постоянно варьирующиеся в творчестве В.В. Кандинского, по мнению М.М. Керимовой, имеют прямое отношение к его восприятию символики и формы саамского бубна130. На рубеже XIX - XX веков в русском искусстве «гегемония станковой картины, - как отмечает М.М. Алленов, - отличавшая искусство середины XIX столетия, уходит в прошлое»131. В соотношении видов искусства происходило выравнивание пропорций и вровень с живописью вставали скульптура, декоративно-прикладное искусство и другие. В начале XX века характерной особенностью развития изобразительного искусства стало не только взаимовлияние отдельных жанров живописи друг на друга, но и межвидовое сотрудничество различных видов искусств - литературы, живописи, театра и других, вследствие чего значительное развитие получила книжная графика, сценография. Модернизация Кольского Севера привлекла значительное внимание к региону не только художников, но и писателей, которые стремились рассказать о его истории, ресурсах, потенциале, а так как в данный период большая часть населения страны обладала весьма отрывочными знаниями о Русской Лапландии, литературные тексты для большей наглядности зачастую дополнялись иллюстрациями132. Это стимулировало активное развитие такого 124 См.: Рождественский В.В. Записки художника / В.В. Рождественский. - М.: Сов. художник, 1963. - 219 с. 130См.: Керимова М.М. Письмена. «Номадийская наследственность» Василия Кандинского / М.М. Керимова // Восточная коллекция. 2006, № 3. - С.58-66 131Алленов М.М. Там же. - С. 228 132 См.: Васильева Е.В. Художественные процессы в Русской Лапландии (конец 19-начало 20 в.) / Е.В. Васильева //Регионы России: художественные процессы Нового и Новейшего времени: Сборник науч. ст., - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.М. Герцена, 2001. - 190 с. - С. 7-24 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz