Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

студентов и преподавателей ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа123. Они «художественно-документально» фиксировали модернизационные процессы в регионе, пафос индустриального развития, приметы нового уклада жизни, изображали нового человека - строителя этого индустриального мира124. В живописи они создавали новый образ Заполярья как «стройки на краю земли»125. Индустриальные пейзажи Кольского края с 1925 года неоднократно приезжал писать московский художник В.В. Крайнев, побывавший впервые в регионе в связи с подготовкой 8 выставки АХРРА «Труд и быт народов СССР»126. С середины 20-х годов XX века в Заполярье работал московский живописец, график Н.М. Григорьев, основным жанром которого был пейзаж, тема - северная стихия и человек. Многочисленные творческие командировки на Кольский полуостров с 1925 года совершил художник М.М. Берингов, который разрабатывал тему северного пейзажа и натюрморта, изображая обитателей глубин Ледовитого океана127. Помимо индустриального пейзажа, ряд художников обратились к теме «воспоминаний» об ушедшей эпохе и на Кольском полуострове они изображали уходящую под напором советских строек старину, оставшиеся немногочисленные островки традиционного уклада жизни. На стройках в г. Кандалакша с 1926 года «уходящую в прошлое под воздействием социалистических преобразований Русскую Лапландию» запечатлевала ученица К.А. Коровина - Н.С. Бом-Григорьева, посвящая свои произведения традиционному быту рыбацких поселков и старинным архитектурным постройкам - «Кандалакша» (Калужский художественный музей)128. Главными объектами изображения многочисленных лирических пейзажей московского художника В.В. Рождественского становились нетронутая природа Севера, поморские сёла Беломорья - «Северная деревня» (1932, Саратовский ГХМ им. А.Н. Радищева), целый ряд работ посвятил художник 123 На базе Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища и Училища живописи, ваяния и зодчества в 1918 году открыты Первые и Вторые Государственные свободные художественные мастерские, на основе которых декретом Совнаркома в 1920 году созданы Высшие художественно-технические мастерские - ВХУТЕМАС. В 1926 году реорганизован в Высший художественно-технический институт ВХУТЕИН; в 1930 году - расформирован Мировое искусство. Русская живопись / Сост. И.Г.Мосин. - СПб: ООО «СЗКЭО Кристалл», 2007. - 192 с. 1 Горький А.М. На краю земли // Полное собрание сочинений: В 25 т. Т.20. - М.: Наука, 1974. - С.33-38 См.: Каталог выставки «Василий Васильевич Крайнев (1879-1955). - Мурманск, 1989. 127См.: Нюрнберг А. М.М.Берингов (1886-1937) // Творчество. - М.: Искусство, 1937, № 5.-С.24 128 Васильева Е.В. Диссертация. Там же. — С. 177 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz