Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
получивший широкого и мгновенного признания масс», как указывает М.Ю. Герман, стал уступать художникам повествовательно- литературного, передвижнического толка120. В эти годы о себе заявили ряд крупных художественных объединений, развивавших традиции реалистической живописи. Рассматривая искусство как средство массовой агитации, правительство стремилось привлечь творческую интеллигенцию к работе на социалистических стройках в разных уголках Советского Союза, вследствие чего одной из наиболее поэтизированных художественных категорий стал труд. Официально задача изобразительного искусства на Кольском Севере формулировалась так: «отобразить в художественных произведениях роль нашей великой партии и советского человека в героической борьбе за освоение Севера»121. Совнаркомом РСФСР и Наркомпросом было организовано плановое участие художников реалистического направления в творческих экспедициях на советский Север. Итогом этих командировок стали многочисленные живописные и графические работы, доминирующее место в которых, как и в работах художников, приезжавших ранее, занимал жанр пейзажа, который содержательно претерпел ряд модификаций. Вследствие новых эстетических предпочтений источников «социального заказа», основными мотивами художественных произведений становились новые для региона индустриальные мотивы, показывающие результат деятельности человека в новых социально-экономических условиях. Несмотря на то, что ряд художников продолжали приезжать в регион и создавать изобразительные тексты этнографического характера, доминирующим направлением изобразительного искусства в Кольском Заполярье, вслед за искусством центральной части страны, стало изображение интенсивного индустриального развития, урбанизации, в результате чего сформировался новый исторический тип развития изобразительного искусства Кольского Заполярья —ранний социалистический тип. Художники, командированные на Кольский полуостров, были членами различных художественных группировок реалистического толка, однако, тема социалистических строек была наиболее востребована среди членов Ассоциации художников революционной России - АХРР122, 120Герман М.Ю. Там же. — С. 220 121Каталог к выставке «Советская Арктика. Советский север». - М., 1935. - С. 3-4 122 Возникла на основе Товарищества передвижных художественных выставок и Ассоциации по изучению современного революционного быта, также в нее вошли некоторые члены «Союза русских художников». С 1928 года- АХР - Ассоциация художников революции. 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz