Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

установками и стилистическими симпатиями115. Пафос разрушения, презрение к традиции со стороны власти находили прямой отклик в творчестве художников-авангардистов, принявших активное участие в воспевании революции и «новой эры человечества», в создании нового искусства, не отражающего действительность, а формирующего новую реальность116. Они не подчинялись единым канонам и критериям, отказывались от всех форм традиционализма и преемственности, отвергали станковую картину как «продукт буржуазного строя», стремились найти новые связи с жизнью, новый художественный язык. Они, как указывает А.К. Якимович, стремились «к разрушению и нарушению запретов культуры»117. На Кольском Севере новое, революционное искусство авангарда представлено серией гуашных работ, написанных в начале 20-х годов XX века в Заполярье художником круга К.С. Малевича - В.М. Ермолаевой118. Однако, вследствие значительной отдаленности региона от центральной части страны, малозаселенности и слобоурбанизированности края, Кольское Заполярье в начале XX века не представляло значительного интереса для творческих поисков художников-авангардистов и дальнейшего продолжения данная новация не получила. Художники-авангардисты проявляли временами «совершенно большевистскую ненависть к соперникам на профессиональном ристалище», не признавая ценность альтернативного искусства1 . Однако, реалистическое направление в изобразительном искусстве Советской России в начале 20-х годов XX века не исчезло, а продолжало параллельно развиваться, хотя значительно менее активно и на Кольском Севере практически не представлено, за исключением художников, участников научно- исследовательских экспедиций. Во второй половине 20-х годов XX века, в период труднейших хозяйственно-экономических условий и нараставшего идеологического давления приоритет со стороны власти стал отдаваться реалистическому направлению - остросоциальному и понятному широким эстетически не подготовленным массам. Авангард, «еще не угнетаемый сверху, но не 115 См.: Эстетика и теория искусств XX века: учебное пособие / под ред. Н.А. Хренов, А.С. Мигунов. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 520 с. - С. 144 116Генис А. Модернизм как стиль 20 века//Звезда 2000, Ns 11. - С. 202-209 117Якимович А.К. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: От импрессионизма До классического авангарда. - М.: Изд.дом «Искусство», 2003. - 491 С.-С.282 м,См.: Заинчковская А.Н. Творчество В.М.Ермолаевой в контексте русского искусства 1920-х- 1930-х годов Автореферат дисс. ... канд.искусствоведения. - М., 2008. - С. 14 "* См.: Герман М.Ю. Там же. — С. 217 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz