Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

«правильный» путь развития составили основное содержание событий в данный период. Новая политическая элита выдвинула на общенациональный уровень выгодные для нее ценностные установки, нормы, идеи, метафоры и символы, которые становились достоянием массового сознания и способствовали реконструированию национальных ценностей, дальнейшей социально-политической трансформации общества. Одно из центральных мест в стратегическом плане Коммунистической партии по построению социализма занимала культурная революция, для осуществления которой в 1917 году была создана организация «Пролетарское искусство» - Пролеткульт. Её теоретики выдвинули идею создания новой пролетарской культуры на месте разрушаемой старой, значительная роль в которой принадлежала новому искусству, служащему революционному государству. Была сформулирована «стратегическая задача» культурной революции в сфере искусства - «приблизить искусство к народу и народ к искусству»110. Поскольку именно у искусства, как пишет М.А. Чегодаева, «было такое оружие, какого не было у других средств пропаганды: сила эмоционального воздействия на уровне подсознания»111. Искусство должно было не просто отражать жизнь, а активно вмешиваться в нее - агитировать, спорить, перестраивать жизненный уклад, «воспитывать культурных людей из среды рабочих и крестьян»112. Перед ним ставились новые задачи и «направления его дальнейшего развития определялись политикой партии и правительства»113. М.С. Каган отмечает, что это была уже культура не персоналистского типа, а квазисоциалистического, в котором «свобода мышления и творчества подавлялась единым, насильственно внедрявшимся социальным идеалом и единой иерархией ценностей», боровшаяся с любыми проявлениями свободы мышления114. Эти преобразования коснулись и жизни Кольского полуострова. В начале 20-х годов XX века в отечественном изобразительном искусстве активно развивались многочисленные левые течения, которые поддерживались Пролеткультом. Вокруг сильных, одаренных, волевых фигур возникали новые художественные группировки со своими программными 110Искусство Советского Союза. [Альбом]. - JI.: «Аврора», 1982. - 688 с. - С. 8 111 Чегодаева М.А. Социалистический реализм как сакральное искусство // Русское искусство: XX век: исследования и публикации / [Отв.ред. Г.Ф. Коваленко]; науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит, искусств РАХ. —М.: Наука, 2007 - С. 540 - 564 112 Каган М.С. Введение в историю мировой культуры: В 2-х кн. Кн.2. - СПб.: ООО «Издательство "Петрополис"», 2003. - 342 с. - С. 242 113Васильева Е.В. Диссертация. Там же. — С. 162 114Каган М.С. Там же. —•С. 242 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz