Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

«Союз русских художников»107, в чьем творчестве своеобразно выразил: себя «русский импрессионизм», сочетающий иллюзию непосредственного отражения натурных впечатлений с привязанностью к образам крестьянской России и преимущественно сельскими, а не городскими мотивами: А.Е. Архипов, создавший ряд северных пейзажей; JI.B. Туржанский, писавший изначально скромные лирические заполярные пейзажи и увлекшийся позднее, подобно другим представителям СРХ, мотивами патриархальной старины - «Апрельское солнце. Весна на Мурмане» (1905, Севастопольский ХМ им. П.М. Крошицкого)108. На протяжении двенадцати лет на выставках, главным образом СРХ, десятки северных пейзажей показывал В.В. Переплетчиков, который впервые посетил регион вместе с художником С.А. Виноградовым в 1902 году, после чего Север стал главной темой его творчества. Экспедиционные художники и художники, приезжавшие в Заполярье в самостоятельные творческие командировки, продолжили новационную деятельность по художественному освоению региона. Их активная исследовательская и художественно-изобразительная деятельность способствовала дальнейшему развитию в Кольском Заполярье изобразительного искусства этнографического типа, так как основной объём созданных ими изобразительных текстов включал зарисовки быта аборигенного населения, костюма и другие изображения этнографического характера. Активная творческая работа художников на территории региона стимулировала процесс распространения и принятия целого ряда новаций в области профессионального изобразительного искусства края. Осваивая для себя новые мотивы, совершенствуя и развивая мастерство, они знакомили зрителей с суровой природой Кольского полуострова, привлекая внимание широких слоев населения к различным проблемам, нуждам и особенностям региона. Как пишет М.Ю. Герман, «1917 год не стал решительным переломом художественного процесса», но последовавшие исторические события изменили причины, по которым художники оказывались в Заполярье и их ~ 109 взгляд на окружающим мир Резкий революционный скачок от монархии к республике поставил страну перед выбором дальнейшего пути развития. Огромные внутренние и внешнеполитические проблемы, кризис целостности, борьба за власть, за “'СРХ, основан в 1903 101 См.: Лапшин В.П. Леонард Викторович Туржанский. 1875-1945: Сб.материалов и каталог выставки / Авт. вступит, ст., сост. сборника и каталога В.П. Лапшин - М.: Советский художник, 1978. 109Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины 20 века. - 2-е изд., испр. - СПб.: Азбука-классика. 2005. — 480 с.- С. 217 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz