Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

промышленное развитие, на обретающую новую остроту антитезу «красоты» и буржуазной «пользы». В поисках островков сохранившейся «подлинной» русской культуры, не затронутой влиянием цивилизации, художники совершали многочисленные поездки по России. На Кольском Севере они открыли новый, с особым укладом «затерянный мир» - Русскую Лапландию, которая привлекала нетронутостью первозданно-дикой природы, патриархальностью быта и архаичностью культуры аборигенного населения. Природа края представлялась им как «мертвая пустыня, молчаливая и чужая» (С. Максимов), «страна смерти, где нет места человеку» (А.А. Борисов), «суровая и величавая, полная жуткой прелести и неразгаданной тайны» (В.В. Переплетчиков). Важной тенденцией в русской живописи рубежа веков явилось возрастание роли внесюжетного жанра - пейзажа, в котором получило свободу эмоционально-целостное восприятие видимого мира, «вне аналитически дробящих это целое сюжетно-тематических рамок»105. Он оказывался как бы сокращенной моделью совершающейся в искусстве трансформации всей картины мира. Пейзаж стал основным жанром, в котором работали художники на Кольском Севере в данный период, так как привлекала художников центральной части страны в Заполярье именно специфичная природа края, гармоничное взаимодействие природы и человека, а не натюрморт или бытовая картина, крепко привязанные к сфере описательной фактографии. На Север приезжали представители различных художественных объединений, главным образом, реалистического направления. По инициативе С.И. Мамонтова в 1894 году на побережьях Белого и Баренцева морей, Новой Земле, мысе Норд-Кап работали живописцы К.А. Коровин и B.А. Серов. Из северного пленера они привезли большое количество этюдов и колоритных пейзажей. «Ручей св. Трифона в Печенге» (1894, ГТГ), «Зима в Лапландии» (1894, ГТГ), «Мурманский берег» (1894, ГТГ) - мурманские работы К.А. Коровина106. Натурные зарисовки на Новой Земле исполнял ученик К.А. Коровина - Л. Ф. Пищалкин. Лирические беломорские пейзажи, исполненные суровой поэзией Севера стали основной темой работ художника C.Г. Писахова - «Берег Белого моря. Восход солнца» (1919, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»). Неоднократно в творческих командировках на Беломорье и Мурмане бывали представители московской живописной школы, члены объединения 105Аиленов М.М. Там же. — С. 247 106 См.: Зильберштейн И.С. Константин Коровин вспоминает... / И.С. Зильберштейн, В.А. Самков. - М.: Изобразительное искусство, 1990. - 608 с. - С. 280 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz