Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
создания необходимых для работы условий, вследствие чего в регионе появилась первая художественная мастерская. Инициатором появления данной новации стал художник А.А. Борисов, совместивший творческую работу с исследованиями Арктики и создавший на Новой Земле первый в Заполярье дом мастерскую - первую «арктическую студию», просуществовавшую до 60-х годов XX века103. В связи с тем, что профессиональных художников в данный период на территории заполярного региона не проживало, мастерская долгое время оставалась единственной на Кольском Севере. Творческая деятельность экспедиционных художников, работавших на Кольском Севере в начале XX века, способствовала появлению целого ряда новаций стимулированного типа, создавших предпосылки для дальнейших изменений в художественной культуре края. Интенсивная модернизация региона, широкая популяризация исследовательской работы на Кольском Севере и потенциалов региона посредством значительного числа живописных и графических работ, главным образом пейзажного жанра, выполненных экспедиционными художниками, привлекла пристальное внимание общественности и широких кругов любителей русской реалистической живописи. В самостоятельные творческие командировки на Кольский Север поехали многие выдающиеся живописцы и графики. Русская культура в начале XX века была проникнута идеями национального возрождения. Художники, ранее увлекавшиеся античной и европейской культурой, стали проявлять глубокий интерес к изучению собственной истории. Художественные принципы русского искусства в этот период были связаны с необходимостью осмысления народной жизни, постижением исторических традиций, глубин национальных характеров, взаимоотношений природы и человека. Но не через тоску об ушедшей в прошлое жизни или зеркальное отображение правды, свойственное передвижникам, передавался образ страны живописцами начала XX века, а через восторг перед красотой предметов, их живописным, бытием, в образах противоречивых, усложненных, отображающих современность, но без иллюстративности и повествовательности. Как отмечает М.М. Алленов, это было служение не преходящей «правде жизни, а вечной, абсолютной красоте»104. Россия предстает в картинах многих художников начала XX века неким идеальным, находящимся в гармонии с природой, почти зачарованным миром. И поиск этой гармонии был, вероятно, реакцией на бурное 103См.: Борисов Н.П. Художник вечных льдов. Жизнь и творчество А.А. Борисова, 1866 - 1«4. - Л.: Художник РСФСР, 1983 Алленов М.М. Русское искусство XVIII - начала XX века. - М.: Трилистник, 2000. - 320 с. - С. 228 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz