Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

этнограф должен быть немного художником, иначе он не поймет чужую культуру», также отправлялся в многочисленные этнографические экспедиции «не выпуская карандаш из рук»100. С 1922 года он провёл исследования на полуострове Канин, погостах Ловозеро, Иокангском и других, параллельно делая этнографические натурные зарисовки. Жанровый диапазон экспедиционного творчества включал также рисунки, воссоздающие особенности экспедиционной повседневности и творческие натурные этюды, характерной особенностью которых является совмещение художественного видения с информационной емкостью - точностью в изображении ландшафта, атмосферы и культурного быта. Такой подход к созданию изобразительных текстов был продиктован специфическими задачами, которые ставили перед собой экспедиционные художники: А.Н. Бенуа «Летний вечер на Мурманском побережье» (1920, Архив-музей ЦГП КНЦ РАН), Н.В. Пинегин «В бухте Св. Фоки. Новая земля» (1912-14, Архив-музей ЦГП КНЦ РАН). Особый интерес представляет акварельный лист В.В. Чарнолуского «Полуночное солнце в Лапландии» (1920-30, Архив-музей ЦГП КНЦ РАН) с авторской объяснительной запиской к нему, в котором определены цели и задачи рисунка: «дать синтетическое представление о географическом ландшафте горной тундры Мурмана <...> озерной и речной глади <...> дать наглядный материал об особенностях жизни и быта аборигенов», а также описаны природные и этнографические объекты, запечатленные на этюде (хранится в фондах Архива-музея ЦГП КНЦ РАН)101. «Писать, делать съёмки берега, собирать коллекции - принести пользу и искусству, и науке», - так обозначил свою цель А.А.Борисов, - «показать всем)' свету необычайные красоты загадочного полярного мира»102. Произведения экспедиционных художников топографически точно воспроизводят картины природы, этнографически достоверно - костюм и быт аборигенного населения и сейчас не лишены естественнонаучного значения. Работы представляют интерес и для истории культуры региона. Многие из них впоследствии экспонировались на художественных выставках, что стало для изобразительного искусства страны в начале XX века значительным новационным явлением, раскрывающим красоту суровой северной природы и особенности жизни аборигенного населения. Плодотворная и систематическая творческая работа экспедиционных художников в суровых климатических условиях крайнего севера требовала 100Художники - участники экспедиций на Крайний Север. Там же. — С. 96 101Художники - участники экспедиций на Крайний Север. Там же. — С. 169 102 Вехов Н. Певец природы русского Севера // Московский журнал. 1999, № 9. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vyww.rusk.ru/monitoring smi/1999/09/01/pevec prirodv russkogo severa/ 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz