Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

регионе. Появились новые имена исследователей, их фундаментальные научные труды, организованы многочисленные экспедиции. Интенсивное протекание модернизационного процесса способствовало становлению в регионе культуры личностно-креативного типа, что оказало серьезное воздействие на активизацию изучения художественной культуры Кольского Заполярья и формирование новых тенденций в её развитии, о чем свидетельствуют метаморфозы традиционной культуры, институциональные и морфологические изменения в сфере изобразительного искусства92. Развитие изобразительного искусства в данный период во многом продолжало определяться научным изучением Севера. Обязательными участниками практически всех научно-исследовательских экспедиций вплоть до середины XX века были так называемые экспедиционные художники. В их задачи входило: документирование, передача особенностей ландшафта, создание этнографических зарисовок93. В составе арктической экспедиции в первом походе ледокола «Ермак» в 1899 году в качестве рисовальщика работал художник Е.И. Столица. С 1894 года многочисленные живописные работы создал художник и исследователь Арктики, внесший значительный вклад в разработку вопросов транспортно-экономического освоения Севера94 А.А. Борисов, автор первого в истории искусства грандиозного живописного полотна на арктическую тему «В области вечного льда. Лето» (1896, П Т )95. С 1908 года творческую и научно-исследовательскую деятельность в Заполярье и Арктике проводил художник, географ, писатель Н.В. Пинегин96. В послереволюционный период пристальное изучение районов Кольского полз/острова продолжилось как следствие поиска дополнительных возможностей для организации снабжения армии и флота продовольствием. В 1920 году, по инициативе академика А.Е. Ферсмана, были созданы отряды 92 См.: Вагинова Л.С. Особенности эволюции художественной культуры народов Кольского Заполярья в Новое время // Худож. культ: личность, творчество, досуг: Материалы региональной науч.-практич. конференции. 18-19 окт. 2004 г./ Под ред. Р.И. Трипольского, Л.С. Беляевой. - Мурманск: Ml 11У, 2004. - Т. 1. - С. 74 -77 93 См.: Художники - участники экспедиций на Крайний Север. Из собрания Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера Кольского научного центра РАН. Там же. - С. 5-10 94 См.: А.А. Борисов - один из основных идеологов проекта «Великий северный железнодорожный путь»; с 1900 года лично финансировал и принимал участие в его реализации 5 Васильева Е.В. Художественная культура Русской Лапландии конца XIX - XX веков (источниковедческий и историографический аспекты). Дисс. ... канд-та культурологии. СПб. 2000. - С. 172 94См.: Шабалина О.В. Художник Пинегин // Живая Арктика: альманах. - Мурманск: МИПП «Север». №1,2000. 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz