Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

экспедиционного творчества был более широк и включал также рисунки, раскрывающие экспедиционную повседневность и творческие натурные живописные и графические этюды. В 1837 году на Новой Земле и Лапландии в составе русской научно-исследовательской экспедиции на двухмачтовом судне «Кротов» работал художник Редер, создавший ряд изобразительных текстов в технике литографии с авторской акварельной окраской87. Его произведения топографически точно воспроизводят картины природы арктического архипелага и этнографически достоверно - традиционный костюм новоземельских ненцев . В результате новационной для региона художественно-изобразительной деятельности членов научно-исследовательских экспедиций, приезжавших в регион в XVI - XIX веках и создавших значительное число изобразительных текстов этнографического характера, в художественной культуре Кольского Заполярья сформировался первый исторический тип развития изобразительного искусства —этнографический тип. Таким образом, исторически первый тип культуры, развивавшийся на территории Кольского Заполярья - традиционный, был построен на могущественной и длительной власти традиции. В первобытный период художественно-изобразительное творчество в регионе было частью синкретического культурного комплекса и не отделялось в самостоятельную сферу. Оно представлено, главным образом, «наскальной живописью» Древнейшего и Древнего мира культуры, культовыми скульптурными произведениями и орнаментальными композициями, которые имели свой сакральный смысл и выражали реальное содержание культурного быта древнейшего человека в мифологически осмысленной форме. В период Средневековья традиция создания наскальных изображений исчерпывается и к IX веку угасает. Доминирующим направлением художественно­ изобразительного творчества в период Средневековья и последующего Нового времени в традиционных культурах Кольского Заполярья - в этнической саамской, с XIII века поморской, а с конца XIX и коми- ижемской, стали народные художественные ремесла, развитие которых базировалось на механизме воспроизведения и передачи установленных и освященных традиций, в которых аккумулировался внегенетический опыт бытия. Вследствие развития Кольского поморского типа художественной культуры в регионе появилось новационное направление художественно­ изобразительного творчества - иконописное искусство. Взаимодействие См.: Соловьев М.М. Бэр на Новой Земле. Изд. 3-с.- Л.: Изд-во АН СССР, 1934.- 48 с.- С. 13 См. подробнее: Федотова А.В. Художественное освоение Кольского Заполярья // Наука и современность - 2010: сб.материалов V Международной науч.-практ.конф.: в 3-х частях. Часть 1/ Под общ.ред. С.С. Чернова - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010,- 435 с. - С. 217-222 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz