Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
символичность; графическая выразительность; сдержанный колорит; изображение на иконописном фоне ряда икон элементов типичной заполярной природы; украшение полей иконы резьбой69. Наибольшее распространение получили иконы с ликами Святых и повествованием об их житии на клеймах. Как отмечает В.Н. Бубенцов, важной особенностью региональной иконописи является отказ в заполярных деревянных храмах от фресковой живописи, характерной для каменных храмов Северо-Запада России, так как деревянная основа стен не способствовала сохранности 70 красочного слоя . Дальнейшее развитие изобразительного творчества в Кольском Заполярье и появление новых его форм стимулировалось социокультурными интересами Европы и России в регионе, и связано изначально с новационной дня региона художественно-изобразительной деятельностью исследователей, путешественников и картографов - членов европейских научно- исследовательских экспедиций. Научное освоение Кольского Заполярья и большой интерес европейских исследователей к региону был связан с техническим прогрессом в европейской материальной культуре и распространением христианства на территории полуострова. Основной задачей созданных ими изобразительных текстов - иллюстрированных карт и гравюр, стало документальное подтверждение или уточнение важных фактов, лежащих в области политических или экономических интересов европейских стран, что не уменьшает их художественных достоинств. Первой европейской иллюстрированной картой, в состав которой, помимо изображений геофафических особенностей ландшафта полуострова, вошли гравюры этнографического и политического характера, стала работа шведского историка и географа первой половины XVI века, архиепископа упсальского Olaus Magnus - «Carta marina et descriptio septentrionalium terrarum ac mirabitibus rerum eis contentarum, diligentissimo elaborate anno 69 См.: Веселова E.B. Самобытность Кольской иконописи / E.B Веселова // II Ушаковские чтения: материалы науч.-практич. межрегион. истор.-краеведч. конференции памяти профессора И.Ф. Ушакова (2-4 марта 2005 г.) / науч. ред. А.В. Воронин. - Мурманск: МГЛУ, 2005. - С. 312-315; Веселова Е.В. Иконопись Свято-Никольской церкви села Ковда / Е.В. Веселова И Культурный ландшафт приморских регионов: Арктический регион: материалы Межрегион. науч.-практич. семинара студентов, аспирантов и преподавателей. 3-4 апреля 2008 г. / Отв. ред. Е.Ю. Терещенко. - Мурманск: МГПУ, 2009. -1 1 с .- С. 31-33; Романова С.В. Лики святых глядят со стены: Иконы Ковдинской церкви снова выставлены в музее / С.В. Романова // Полярная правда. 2003. - 11 апр. См.: Бубенцов В.Н. Возникновение пластических искусств на Кольском Севере / В.Н. Бубенцов // Художественная культура: личность, творчество, досуг: Материалы региональной науч.-практич. конфер. 18-19 окт. 2004 / Под.ред. Р.И. Трипольского, ЛС. Беляевой. - Мурманск: МГПУ, 2004, Т. 1. - 90 с. - С. 48-51 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz