Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
сакральное значение имели деревянные прялки «терского типа»64. И резьба, и роспись несли защитно-магическую, обрядовую функцию и наносились только на предметы, связанные с обрядовой стороной жизни поморов. Как отмечает П.П. Медведев, в деревянном зодчестве поморов благодаря старообрядчеству сохранились архаичные декоративно-художественные формы и приемы, развитие которых происходило под влиянием трудовой деятельности, проникновения городской культуры и контактов с соседними народами65. К началу XX века сохранились архаичная техника и мотивы орнамента, однако, под влиянием городской культуры более распространенными стали новые сюжеты и богатая растительная орнаментация условного характера66. С появлением на Кольском Севере славян связано распространение и развитие в регионе христианской культуры (в значительной степени старообрядческой). Здесь развивалась каноническая форма православия, своеобразие традиции которой зависело не от влияния иных конфессий, а от природных условий быта людей и социально-организационных особенностей их жизни. С развитием христианской культуры на Кольском полуострове появились монастыри, церкви, приходы и подворья монастырей - Кольско- Печенгский, Кокуев монастырь и другие67. Иконы для них в основном заказывались в крупных монастырях Северо-Запада России, где в XVII-XIX веках развивалась своеобразная ветвь знаменитого «северорусского письма»68. Однако, в наиболее отдаленных монастырях и небольших храмах иконописью занимались отдельные монахи и поморы кустарным способом, так как своих иконописных школ в регионе не было. Они создавали образа близкие к лубочным народным картинкам. Характерными особенностями заполярной иконописи являются: изображение ликов Спасителя и Святых с прямым, направленным на зрителя взглядом; выраженная диспропорция в поясных изображениях; четкая прорисовка бороды, волос и складок одежды, обводка контура фигур и нимбов; двухмерное изображение; лаконизм; 64 Уханова И.Н. Резьба и роспись народных мастеров северо-западного Поморья / И.Н. Уханова // Фольклор и этнография Русского Севера - Л.: Наука, 1973. С. 105-119 65 См.: Медведев П.П. Некрокультовые сооружения Беломорского поморья [Текст]: (архитектурно-типол. и разведочный анализы) / П.П.Медведев // Народное зодчество. - Петрозаводск, 1998. - 103 с.; 66 См.: Маслова Г.С. Ареально-типологические особенности орнамента населения Северо- запада РСФСР / Г.С. Маслова // Проблемы типологии и этнографии АН СССР. - М.: Наука, 1979.-С. 211-217 67 См.: Православная жизнь Русского Севера //Вестник Мурманской Епархии. 1997, №2. - С.36-42 68 Базарова Э.Л. Культура русских поморов: опыт систем, исслед. / [ЭЛ. Базарова [и др.] ; Федер. агентство по культуре и кинематографии, Рос. ин-т культурологии]. - М.: Науч. мир, 2005. - 397 с. 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz