Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

мозаика геометрических узоров58. У ижемцев благодаря взаимодействию с саамами появилась традиция бисерной вышивки . Значительное влияние на развитие культуры Кольского Заполярья в период Средневековья оказало включение региона в состав Русского государства и появление на северном побережье полуострова славянского этноса и поморской традиционной культуры. Начиная с XIII века, поморская община в регионе, существуя достаточно обособленно, по мере необходимости налаживала взаимодействие с саамами. Это значительно повлияло на развитие художественной культуры поморов, которую исследователи определили как «Кольский поморский тип художественной культуры»60. В ней сложно переплелись многие художественные традиции северно-русской этнической группы и элементы заимствования из саамской художественной культуры, позволяющие легко адаптироваться в северных условиях. Наиболее значительным изменениям подверглись обрядовое художественное и декоративно-прикладное творчество, а также традиции создания памятников архитектуры. .Декоративно-прикладное творчество поморов включало: резьбу, изначально трехгранно-выемчатую, а позднее - контурную с зооорнито-, антропоморфными, растительными или геометрическими орнаментальными узорами61; свободную кистевую роспись краской из яичного желтка; изготовление различных изделий из дерева; плетение из бересты; ткачество; вязание; художественное шитьё; фигурное хлебопечение, в котором заметно сплелись архаические языческие и христианские традиции62. Основным украшением внешней части домов считалось скульптурное изображение конской головы на охлупне; внутренней - деревянная легкокрылая итица- оберег63. Вплоть до начала XX века у поморов сохранялась традиция создания обрядовой деревянной куклы-паньи (панка), художественное достоинство которой состоит в особой архаичной условности изображения. Особое 58 См.: Декоративно-прикладное искусство кольских саамов: (из собр. МОКМ) / [авт.- сост. Е.И. Иванова]. - Мурманск, 1985. - 28 с. - С.5 См.: Зганич B.C. Влияние традиций на современное прикладное искусство коренных народов Ненецкого автономного округа // Прикладное искусство коренных народов Баренцева региона: традиции и современность; выставка-семинар, с 12 марта по 30 апреля 2005 / [вступ. ст. О. Евтюковой]. - Мурманск, 2005. - 31 с. Мосолова Л.М., Вагинова Л.С. История культуры Кольского Заполярья: курс лекций / Л.М. Мосолова, Л.С. Вагинова. - СПб.: Астерион, 2006. - 150 с. - С. 82 См.: Мальцев Н.В. Поморская резьба по дереву / Н.В. Мальцев // Памятники культуры Русского Севера: тезисы докл. и сообщ. к науч. конф. в г. Архангельске. - М., 1966. - С. 32-36 См.: Поморские козули / Под.ред.О. Евтюковой, Л. Костюкович. - Мурманск, 1994. - 51 с. См.: Красовская Ю.Е. Терские игрушоцки / Ю.Е. Красовская // Вокруг света. - 1976, № 4.-С . 68-71 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz