Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
родах деятельности и культуре в целом»54. На Кольском полуострове в данный период, во многом вследствие войн крестоносцев, походов викингов и многообразных торговых коммуникаций, произошли крупные социокультурные изменения. Несмотря на то, что ряд петроглифов датируется периодом Раннего Средневековья, традиция их создания исчерпывается и к IX веку (после великого переселения народов), вследствие взаимодействия с другими общностями, угасает. Основной частью этнической саамской художественной культуры стали народные художественные ремесла, развитие которых также базировалось на механизме воспроизведения и передачи установленных и освященных традиций55. Основными видами декоративно-прикладного творчества саамов в период Средневековья, согласно исследованиям А.П. Косменко, были: традиционная счетная саамская вышивка бисером, аппликация сукном, вязание, ткачество, изготовление скульптуры малых форм из дерева и кости, резьба, плетение из корней деревьев и бересты предметов домашней утвари, поясов, оленьих упряжек, изготовление талисманов56. Декоративно прикладному творчеству саамов характерны: красочность, геометричность, графичность. Как отмечает Л.В. Хомич, вследствие прибытия в конце XIX века на Кольский полуостров первых небольших групп коми-ижемцев и ненцев, достаточно быстро воссоздавших в Заполярье свою традиционную систему хозяйствования и элементы художественной культуры, традиции художественно-изобразительного творчества саамов претерпели определенные трансформации57. Контакты коми-ижемцев с саамской общиной, в результате значительных различий в традиционном культурно хозяйственном комплексе, были слабыми, однако, даже малое взаимодействие стимулировало появление в декоративно-прикладном творчестве саамов ряда нововведений. Так, у коми-ижемцев были заимствованы более совершенные технологии выделки меха, меховая 54Каган М.С. Там же. - С. 130 55См.: Савватеев А.Ю. Вечные письмена (наскальные изображения Карелии). - С. 407 56См.: Косменко А.П. Народное изобразительное искусство саамов Кольского полуострова XIX-XX вв. [Текст]: Этногр. очерк / А.П. Косменко. - Петрозаводск: Карел, науч.центр РАН, 1993. - 169 с.; Мечкина Е.И. Саамское рукоделие: [Метод, пособие] / Е.И. Мечкина, А.Е. Мозолевская: Рос. акад. наук, Кол. науч. центр и др. - Апатиты : КНЦ РАН, 2003. - 112 с. - С.6; Ведерникова Н.М. Народное декоративное искусство Кольских саамов // Традиционное искусство и современные промыслы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: Сб. науч. тр. I НИИ худож. пром-ти; Отв.ред. Н.В. Черкасова. - М.: НИИЖП, 1981.- 118 с.-С.13-29 57 См.: Хомич Л.В. Саамы / JI.B. Хомич. - СПб: Просвещение: С.-Пб. отд-ние, 1999. - 95 с. -С . 16 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz