Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

распространено как на Кольском полуострове, так и в Карелии. К карельским петроглифам относятся гравировки, выбитые на островах и мысах Онежского озера и на берегах реки Выг, недалеко от Белого моря50. Гравировки на Онежском озере отличаются абстрактностью и метафоричностью, тогда как Беломорским петроглифам свойственно реалистическое начало51. В карельских петроглифах в целом прослеживается натуралистическая манера изображения с заметной схематизацией. Художественное творчество эпохи неолита традиционно представлено также портативными скульптурными произведениями и зародившимся в результате фундаментальных антропосоциокультурных трансформаций гончарным искусством. На смену эпохе неолита пришел медный, а затем бронзовый и железный века - Древний мир культуры, который характеризуется активным этногенезом и культурогенезом. Традиция создания наскальных изображений продолжилась, однако, в результате активных контактов с народами из других районов, трансформировалось: изображения гравировались менее глубоко, фигуры стилизовались и схематизировались, животные изображались четвероногими. Согласно исследованиям В.Я. Шумкина, основными мотивами продолжали быть сцены охоты, рыболовства, знаковые элементы, однако, в результате интенсивного развития судоходства и мореплавания большое распространение получили изображения лодок и судов. Появились изображения больших групп людей, следов человека и животных, сцены развитого морского промысла52. Трансформировалась также традиция создания скульптурных произведений, где существенной особенностью стала манера изображать не целый объект, а только голову; изменилась технология изготовления керамических сосудов. В орнаменте к древним индоевропейским элементам добавились финно-угорские геометрические узоры, однако, композиции стали более скудным53. Средневековье, как указывает М.С. Каган, стало периодом «доминирования религиозного мировоззрения и господства традиций во всех 50 См.: Жульииков А.М. Петроглифы Карелии: Образы мир и миры образов / А.М. Жульников; [рец.: Е.Г. Дэвлет и др.]. Карел, гос. краевед, музей. - Петрозаводск: Скандинавия, 2006. - 222 с. С.12 См : Савватеев Ю.А. Вечные письмена (наскальные изображения Карелии). - Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2007. - 464 с. ‘ См.: Шумкин В.Я. Наскальное творчество Лапландии. Каменная летопись тысячелетия. Тамже,- С. 9 См. подробнее: Федотова А.В. Петроглифы и писаницы Кольского полуострова Древнейшего мира культуры // Чарнолуские чтения: Материалы межвузовской науч,- практич.конференции 24-25 марта 2009 года / Отв.ред. Л.С. Вагинова. - Мурманск: МГПУ, 2009. - Т. 2. - 120 с. - С. 17-23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz