Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

протосаамского населения петроглифами - изображениями, выбитыми на скалах, и писаницами - выполненными красной охрой, смешанной с жиром41. Рисунки этого периода представлены зачастую тщательно выполненными, крупными, силуэтными, преимущественно профильными антропоморфными и зооморфными изображениями, последние из которых изображались двуногими, а также геометрическими знаками, чашечными углублениями, композиционно не связанными друг с другом. Как показали исследования Н.Н. Гуриной, художественное творчество эпохи мезолита представлено также небольшими культовыми скульптурными произведениями из рога, камня и кости, воссоздающими образы лося, оленя и медведя, «имевших огромное сакральное значение в жизни древнего человека», а также орнаментальными композициями на предметах, выполненных из данных материалов, состоящими, в основном, из древних индоевропейских элементов - свастики, зигзагов, солярных и лунарных знаков42. В период перехода от финального мезолита к раннему неолиту, который в регионе, согласно исследованиям JI.C. Вагиновой, был постепенным, в результате значительной власти традиции, сохранялся характерный стиль «наскального искусства»43. Однако, усложнение всей культурной системы (усложнение приёмов собирательства, рыболовства, обретение новых охотничьих стратегии, перемена мест обитания людей, создание новых экологических ниш и другое) спонтанно стимулировало усложнение системы духовного и художественного творчества, в результате чего доминирующими стали антропоморфные образы, изобразительные сцены приобрели массовость и динамичность, схематизировался язык, наметились композиционные приемы, обострилась выразительность художественных образов. Впоследствии, в неравномерном и нелинейном ходе истории, на новом витке культурогенеза, в эпоху неолита, связанной с радикальными преобразованиями трехстороннего системного образования, соединившего в одно целое охоту, собирательство и изготовление орудий, в художественно­ изобразительной деятельности региона произошли более значительные См.: Шумкин В.Я. Наскальное творчество Лапландии. Каменная летопись тысячелетия / Коренные народы Севера. Археологические и этнографические исследования. Сб. докладов XXVIII обл. (III международной) краевед, науч.-практич. конфер. - Мурманск, 2002.-С. 3-10 Турина Н.Н. Время, врезанное в камень: из истории древ. Лапландцев / Н. Н. Турина. - Мурманск: Кн. изд-во, 1982. - 120 с. - С. 86 См.: Вагинова Л.С. Художественная культура Кольского Заполярья. - СПб.: ВВМ, 2004. -297 с. 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz