Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

историко-культурных процессов в масштабах исторических эпох, формаций, цивилизаций, этносов, государств, но и системообразующие по своей значимости микродинамические процессы культурного формообразования, трансляции, диффузии и изменчивости культурных форм, деятельности культуротворческих институтов и другое. Согласно исследованиям А.Я. Флиера, основными проблемными областями исторической культурологии являются: проблемы исторической динамики культуры, происхождения культурных феноменов, закономерностей воспроизводства и изменчивости социально-культурных комплексов и их отдельных системообразующих составляющих36. Выявляя комплекс наиболее типичных «социальных конвенций», идейных императивов и табу, изучая динамику генезиса и историческую изменчивость социально-культурных комплексов, норм социокультурного устроения того или иного сообщества и другое, данное направление исследований позволяет разработать основания и принципы историко-стадиальной типологизации различных системных культурно-исторических явлений (в том числе и региональной типологизации), периодизации их социокультурной истории и установления критериев для определения уровней их развития; выявить их локальные и универсальные особенности и характеристики. К одной из основных проблем исторической культурологии относится и проблема выявления комплексов внешних факторов, обуславливающих специфику социокультурного бытия изучаемого сообщества, то есть исследование природных и исторических обстоятельств (условий) его существования и особенностей социокультурных технологий адаптации к этим условиям. Идеи об адаптивном характере изменчивости культуры во времени и пространстве разрабатываются в рамках такого направления как эволюционизм (Г. Спенсер, Э. Тайлор, Д. Фрэзер, Л.Г. Морган, Ф. Энгельс и другие). Эволюционизм объясняет причины социокультурной динамики и всех культурных изменений преимущественно потребностью общества в адаптации к меняющимся внешним условиям его существования, а способ осуществления этой динамики - естественным отбором форм и технологий деятельности и взаимодействия, оказавшихся наиболее эффективными в новых условиях. Как отмечает А.Я. Флиер, культура существует в режиме непрерывного прогресса, суть которого не в улучшении, а в продвижении от простого состояния к более сложному, в повышении уровня 56 См.: Флиер АЛ. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. М.: Академический проект, 2000. - 496 с. - С. 19-34 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz