Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

Таким образом, традиционная и инновационная составляющие есть аспекты единого — культуры, вместе они образуют организм культурной традиции, развитие которой является результатом и внешнего воздействия, и следствием ее самодвижения. Преемственность и инновации представляют собой не изолированные феномены, а единый процесс самообновления культуры32. Обе тенденции имманентны культуре как таковой. Необходимо отметить, что зачастую понимание содержания концепта «новация», «инновация», связанного с перманентным процессом обновления культуры, неверно отождествляется с содержанием концепта «модернизация», которое, как пишет Л.М. Мосолова, обозначает переход к современности, причём «речь идет в основном об опасности слепого заимствования, копирования новшеств англо-американской цивилизации как идеальных эталонов и механизмов развития культуры современности, которые должны воспринять и ввести все страны в процессе глобализации безотносительно к собственным традициям и интересам»33. В сущности, модернизация, по выражению В.М. Межуева, «есть искусство копирования, а не создания оригинала»34. Одно из наиболее новаторских направлений культуры - искусство, также остается одной из наиболее традиционных его сфер. Отличительной особенностью искусства является творчески-инновативный подход к образному моделированию действительности, однако, как отмечает А.Я. Флиер, оно является и высоконормативной сферой деятельности, постоянно регулируемой эстетическими предпочтениями источников «социального заказа», выраженными в актуальных суждениях художественной критики, доминирующем художественном стиле, рынком, внутрипрофессиональными критериями качества, мастерства и другим35. Реализация попытки изучения такого культурного феномена, как историко-культурное наследие регионов России, его эволюции и востребованности в современных условиях возможна в рамках исторической культурологии, области науки, изучающей историю культуры с позиций культурологической методологии и методов познания. Данное направление исследований позволяет проанализировать не только макродинамику 3‘ См.: Массон В.М. Палеолитическое общество Восточной Европы (вопросы палеоэкономики, культурогенеза и социогенеза). Там же. Мосолова Л.М. Модернизация и инновация как концепты динамики культуры и ее образовательной сферы. Там же. —С. 98 Межуев В.М. Культура в контексте модернизации и глобализации // Теоретическая культурология. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005. (Серия «Энциклопедия культурологии», Гл. ред. серии К.Э. Разлогов). — 624 с. - С. 311. 35См.: Флиер А.Я. Культурология для культурологов. Там же. —С. 324 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz