Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
потенциалы»26. Важно отметить, что все зачатки будущих инноваций заложены в традиции, но развиваются лишь те, которые актуализированы внешними вызовами27. Некоторые формы реактуализируются из прошлого или заимствуются в готовом виде из иной культуры. Постоянное обновление традиции и есть суть процесса культурной самоорганизации. Культурная традиция, помимо аккумулирующей и трансляционной функции, обладая инновационным механизмом (механизмом стереотипизации принимаемых группой новых технологий или моделей деятельности), контролирует процесс культурогенеза и несет в себе творческое начало. Культурное формообразование предполагает (по А.Я. Флиеру) несколько фаз, среди которых: появление соответствующих условий, рождение новации, ее «конкурсный отбор», и внедрение в социальную практику28. Введение новаций может осуществляться тремя способами: 29 спонтанно; стимулирование; путем творческого заимствования . Однако, новый элемент войдет в культуру только при условии достаточного уровня её инновационного потенциала, а также соответствия тенденциям внутреннего развития культуры, обусловленного движением традиции. Если нововведение оказывается несовместимым с традиционными основами культуры, то своего места в ней оно не найдет. Новация, принятая и стереотипизированная, становится инновацией, первым начальным этапом формирования традиции °. Как отмечает С.В. Арупонов, «любая традиция — это бывшая инновация, а любая инновация — в потенции будущая традиция»31. Внедрение новшества порождает, с одной стороны, большую способность культуры к заимствованию, с другой стороны, активизацию сохранения собственной специфики, строгий отбор внешних влияний. Для того чтобы раскрыть сущность инновации, необходимо изучить ее объективные основания и установить зависимость от предшествующего, традиционного основания. 26 Кармин А.С., Новикова Е.С. Творчество - движущая сила культуры // Культурология. - СПб.: Питер, 2004. —С. 339 27 См.: Маркарян Э.С. Культурная традиция и задача дифференциации ее общих и локальных проявлений // Методологические проблемы этнических культур. Материалы симпозиума. - Ереван: изд-во АН Арм.ССР, 1978.- С. 86 28 Флиер А.Я. Культурогенез // Культурология XX век. Энциклопедия. —СПб.: УНИВЕР. Т. 1 .-1 9 9 8 .- С . 367 29 См.: Мосолова Л.М. Модернизация и инновация как концепты динамики культуры и ее образовательной сферы // Общество. Среда. Развитие Научно-теоретический журнал. - СПб.: ЦНИТ Астерион, 2008. № 3 - 282 с., - С. 94 - 103 30См.: Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука; (логико-методический анализ). Там же. С.—174 31 Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М.: Наука, 1989. —246 с .- С . 161. 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz