Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
и постепенно врастает в нее, осуществляя собственную интерпретацию и выбор, наделяет конкретным смыслом, ценностно окрашивает22. Культурная традиция является универсальным стабилизирующим и селективным механизмом. Однако временные интервалы действия стереотипизированных, социально организованных форм опыта стали значительно короче, чем в эпоху традиционалистского развития общества. Для многих из них признак межпоколенной передачи опыта, который обычно связывается с понятием традиции, уже не является характерным, ибо они могут заменяться (порой неоднократно) в рамках одного поколения23. Инновации — механизмы формирования новых культурных моделей, которые создают предпосылки для социокультурных изменений и являются механизмом адаптации к непредвиденным культурной традицией многообразным условиям и ситуациям, как внешним, так и внутренним. Один из путей порождения инноваций — индивидуальный творческий поиск в интеллектуальной, технической, художественной и иных сферах. Инновации напрямую зависят от индивида, его способностей к творческой активности, а также от степени готовности общества воспринимать, интегрировать и адаптировать результаты такой активности. Процессы распространения, принятия или неприятия, институционализации, модификации вырабатываются в ходе исторического развития и сами по себе являются творческими инновативными процессами24. Согласно концепции Э.С. Маркаряна, творчество следует рассматривать как мощный адаптивный механизм, благодаря которому социальные организмы приводятся в соответствие с возникающими в окружающей среде изменениями25. Категория творчества имманентно сочетает в себе как инновационные импульсы, так и культурные традиции. Как справедливо подчеркивает А.С. Кармин, «творчество —это механизм не только созидания нового, но и удержания старого в “работоспособном состоянии”. Созидая новое, оно не просто отвергает старое, а преобразует его, развертывает заложенные в нем См. Основания регионалистики. Там же. —С. 9 См.: Бондарев А.В. Культурогенез как порождающая сердцевина культуры: Вклад Э.С. Маркаряна в становление отечественной культурогенетики // Культурология и глобальные вызовы современности; к разработке гуманистической идеологии самосохранения человечества. Сб.научиых статей, посвященный 80-летию Э.С. Маркаряна / Под общ. ред. А.В. Бондарева и Л.М. Мосоловой. - СПб: Изд-во СПбКО, 2010. - 152 с., - С. 53-63 24 См.: Культурология. XX век: Словарь / Гл. ред., сост., авт. проекта А.Я. Левит —СПб.: Университетская книга, 1997. —630 с. —С. 480 Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. Тамже. —С. 113 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz