Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

которого являются: трансформация уже существующих феноменов; возникновение новых культурных форм и систем'8. Культурогенез позволяет выявить реальную динамику изменчивости культуры, очертить смысловое поле новаций, их взаимосвязь с традициями и культурным наследием, полифункциональность и полисемантику культуры, историческое изменение значений, смыслов и символов, которыми наделялись в истории явления культуры19. Основной причиной культурогенеза является необходимость адаптации человеческих сообществ к меняющимися условиям их существования путем выработки новых форм (технологий и продуктов) деятельности и социального взаимодействия (представлений, знаний, символов, вещей, механизмов социализации и коммуникации и другое)20. Базовой основой в развитии любой культуры является традиция. Традиция (по Э.С. Маркаряну) —выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной передачи аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах21. Традиции обеспечивают самотождественность и преемственность в развитии определенных обществ или социальных групп. Такие исследователи, как А.Б. Гофман, В.М. Каиров, Э.С. Маркарян, Е. Шацкий называют их «коллективной памятью». В регионалистике культурная традиция входит в понятие «культурно­ исторического потенциала», элементом которого является культурный фонд. Культурная традиция выступает способом использования культурного фонда, обеспечивающим эффективное взаимодействие человека с окружающей средой (природой). Таким образом, она является одним из важных элементов становления конкретного культурного типа в целом, при этом ее задача состоит в обеспечении целостности и сохранении свойственных культурному типу качеств. Культурная традиция является полем взаимодействия культур различных народов, так как обладает важнейшим свойством культуры — диалогичностью. Каждое поколение не просто воспринимает и усваивает совокупность традиционных образцов в готовом виде или полностью отвергает существовавшую ранее культуру, а как бы вписывается, вживается 18См.: Флиер А.Я. Культурология для культурологов. Там же. —С. 377-380 19 См.: Методология гуманитарного знания в перспективе XX века. Материалы международной научной конференции (18 мая 2001 г.). СПб. Серия “Symposium”. Выпуск 13. —СПб. Санкт-Петербургское философское общество, 2001. —328 с. —С 47 20Флиер А.Я. Культурогенез. — М.: Российский институт культурологии, 1995. — 128 с. 21 См.: Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методический анализ). - М.: Мысль, 1983. - 284 с. —С. 154 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz