Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

развернутое повествование посредством изображения одного события или момента13. Идейное содержание произведений изобразительного искусства передается, главным образом, через образ, сюжет, композицию, перспективу (линейную, воздушную, цветовую) присущими ему изобразительными средствами — линией, рисунком, цветом, светотенью, пластикой, фактурой красочной поверхности, штрихом, пятном, объемом и другими художественными приемами. Постижение целостной картины развития изобразительного искусства в динамике культуры того или иного региона России предполагает определение содержания самого понятия «регион», особое внимание к которому в своих научных работах уделяют Л.М. Мосолова, Г.С. Лебедев, А.С. Гердт, B.А. Булкин, Ю.Н. Гладких, Н.Ю. Кривич, О.А. Лиходей, И.А. Левяш, А.С. Панарин, Н.А. Розенберг, Е.Н. Мастеница и другие. В современной науке дефиниция «регион» определяется с позиций таких частных научных дисциплин, как археология, антропология, этнография, лингвистика, история, экономика, география, политология и другие. Обобщенными, итоговыми результатами специализированных исследований, выполненных в рамках отраслевых гуманитарных дисциплин оперирует такая, своего рода макродисциплина, как регионалистика, в рамках которой исследование культурогенеза в условиях того или иного ареала является наиболее результативным. Как отмечают А.С. Гердт и Г.С. Лебедев, регионалистика дает возможность первоначально изучить культуру в общепланетарном масштабе, как в пространстве, так и во времени, а затем, ограничивая пространство и время, рассматривать её части в конкретно­ исторических региональных и этнических формах14. По мнению И.Я. Левяша, она описывает региональную картину мира и её фрагменты, объясняет исторические причины становления и развития региональной динамики, идеологию, организационную структуру, делает прогноз эволюции регионов в их взаимосвязях с миром. Смысловым ядром проблематики, определяющим стратегию ее постижения, ученый видит понимание антропологических истоков регионализма. В качестве основной единицы исследования в системе понятий регионалистики Г.С. Лебедев и А.С. Гердт вводят понятие «историко- культурная зона», как специализированный аналог понятия «регион» в 13 См.: Каган М.С. Морфология искусства. - Л.: Искусство, 1972. —440 с.; Волков Н.Н. Художественное восприятие. —М.:, 1997. - 283 с. 14 См.: Основания регионалистики: Формирование и эволюция историко-культурных зон Европейской России / под ред. А.С. Гердта, Г.С. Лебедева. - СПб.: СПбГУ, 1999. - 392 с. - C. 10-11 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz