Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

колебаниями «социального заказа» и спроса. Оно предельно исторично и специфично для этнокультурных сообществ. Необходимо отметить, что художественная деятельность (генерирующая ценности в образном выражении) и искусство (творчество и мастерство) имеют различный генезис, специфика которого в большой мере определила основные характеристики художественной культуры как целостности. Зарождение художественной деятельности приходится на верхний палеолит (40 тыс. лет назад), как элемента магико-ритуальной мифологической практики и ассоциировано с появлением человека современного типа. На протяжении всей истории человечества вплоть до конца средневековья художественная деятельность являлась преимущественно отраслью, «обслуживавшей» религиозные, политические и иные социальные функции, выделившись в самостоятельную сферу деятельности только к началу Нового времени . Профессиональное искусство, как любой другой вид профессиональной культуры, имеет свою систему профессионального воспроизводства, обучения, трансляции навыков и образцов11. В его основе, как и в основе профессиональной культуры в целом, лежат: некоторые принципы социального сознания и поведения, диктуемые особенностями технологии деятельности по правилам профессии, зафиксированные в учебниках и навыках профессиональной подготовки; элементы социальной этики; цели и социальная ответственность за последствия деятельности; профессиональные традиции; статусные роли; профессиональный язык и другое12. Основной интерес для нас представляет изобразительное искусство. Изобразительное искусство — это раздел пространственных искусств, объединяющий живопись, скульптуру, графику и, в значительной мере благодаря чисто изобразительной стороне, декоративно-прикладное искусство. Произведения изобразительного искусства (станковые и монументальные) имеют предметную (материальную) форму и не изменяются во времени и пространстве (статичные), это есть художественный текст, неотделимый от материала, в котором он воплощён. Однако, отражая действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых, фиксированных образах, оно способно передавать не только внутренний духовный мир человека, эмоционально-интеллектуальное и психологическое содержание изображенной ситуации (путём отхода от абсолютного копирования оригинала), но и движение, развитие жизни во времени и пространстве, Флиер А.Я. Культурология для культурологов. Там же. - С. 323 См.: Пашис А. Профессионалы и любители. Мастера и дилетанты. Творцы и потребители. ~ [электронный ресурс]. - Режим доступа: htto://Dhoto-element.ru/analvsis/profi.html См.: Флиер А.Я. Культурология для культурологов. Там же. —С. 228-230 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz