Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
значительным, но перестало быть доминирующим. Развитие мурманского изобразительного искусства социалистического типа происходило под влиянием жестко централизованной системы управления и идеологии, ориентированной на институциональное, тематическое и стилистическое единообразие художественной жизни страны. В результате широкой государственной поддержки развития отечественной художественной культуры, дальнейших социокультурных преобразований региона, активного развития культуры городского типа, интенсивной художественно-изобразительной и организационной деятельности региональных художников, мурманское изобразительное искусство социалистического типа, вслед за искусством центральной части страны, достигло к началу 80-х годов XX века этапа зрелости и расцвета. Наряду с инновациями стимулируемого типа и творческими заимствованиями, в изобразительном искусстве региона появились инновации спонтанного типа. В период «перестройки» - в завершающий этап развития мурманского изобразительного искусства социалистического типа, прослеживается замедление процесса превращения в цепочке «традиция- новация-инновация-традиция». Постперестроечный период стал этапом формирования нового исторического типа развития изобразительного искусства в Кольском Заполярье - мурманского изобразительного искусства неомифологического типа. Традиционно институционально и морфологически оно развивалось в соответствии с основными тенденциями в искусстве центральной России, однако, в результате значительных антропосоциокультурных преобразований, главным образом, уменьшения государственной поддержки художественной культуры, нарушения стереотипов поведения и устоявшихся способов деятельности, а также ввиду отсутствия опыта существования вне системы государственного финансирования и достаточного опыта самоорганизации, инновативные процессы в изобразительном искусстве Кольского Заполярья значительно замедлены. Специфической особенностью изобразительного искусства в регионе является доминирование пейзажного жанра, главным образом, северного лирического; в результате создания Северного Флота, развития рыболовного, атомного и транспортного флотов — маринистического; вследствие интенсивного индустриального развития края и фундаментальных социокультурных преобразований - индустриального; в результате урбанизации региона - городского («мурманиада»), В разные исторические периоды они подвергались тематической модификации, но не утратили своей актуальности. Традиционной для изобразительного искусства Кольского 163
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz