Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

географических и этнографических зарисовок, рисунков, раскрывающих экспедиционную повседневность и творческих натурных живописных этюдов, ставших первыми произведениями изобразительного искусства, созданными на Кольском Севере. В середине 20-х годов XX века в результате формирования новых эстетических предпочтений источников «соцзаказа» на смену этнографическому в регионе сформировался ранний социалистический тип изобразительного искусства. Основным личностно-креативным источником инноваций в данных типах регионального изобразительного искусства становились художники, приезжавшие в регион в научно-исследовательские и творческие командировки. В результате их активной художественно-изобразительной деятельности, начало XX века стало этапом стереотипизации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья целого ряда новаций стимулированного типа и творческих заимствований из художественной культуры центральной части страны, периодом значительных институциональных и морфологических изменений, а после 20-х годов XX века вследствие широкой государственной поддержки развития новой художественной культуры социалистического типа и значительного культурного строительства в регионе, этапом традиционализации принятых социокультурной средой инноваций, успешно вписавшихся в универсальные процессы модернизации края. Несмотря на то, что темпы превращения в цепочке «традиция-новация-инновация-традиция» были интенсивными, они отставали от темпов развития изобразительного искусства в центральной части страны. Значительные социокультурные преобразования, главным образом, формирование в регионе в первой половине XX века личностно-креативного типа культуры и интенсивное развитие городской культуры, стимулировали появление и развитие в культурном пространстве Кольского Заполярья профессионального изобразительного искусства, где доминирующим стало реалистическое направление, а также создание в 1944 году Мурманского Отделения Союза советских художников. Это стало этапом перехода на качественно новую ступень усложнения системы художественного производства и художественного потребления. Развитие данного институционального явления в художественной культуре региона стимулировало становление мурманского изобразительного искусства социалистического типа, как субрегионального типа и появление сильной группы региональных художников, ставших основным источником инноваций в искусстве Кольского Заполярья. Влияние творческой работы художников, приезжавших в регион в творческие командировки, оставалось 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz