Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

Заполярья. Большое внимание мурманскими художниками уделяется этнической тематике, раскрывающей саамское и поморское культурное наследие, главным образом, мифологию автохтонных народов региона, ее переосмысление, новые интерпретации и другое. Характерными особенностями регионального изобразительного искусства, проявившимися с начала XX века и ставшими в рассматриваемый период традиционными, является преобладание живописного образа над тематическим, графичное письмо. Значительное разнообразие школ, представляемых региональными профессиональными художниками, большая часть из которых приехали в Кольское Заполярье из других регионов страны, обусловило техническое, стилистическое и тематическое разнообразие регионального изобразительного искусства, что также отличает его от искусства многих других регионов страны. Традиционно большая часть мурманских художников продолжала работать в реалистической манере, тогда как характерное для художественной культуры центральной части страны модернистски ориентированное искусство, спонтанно-стимулируемое рынком, развивалось в индивидуальном творческом поиске отдельных мурманских художников, главным образом, нового поколения. Вследствие отдаленности региона от центральной части страны, малочисленности профессионального творческого союза и малой востребованности региональным художественным рынком, многие тенденции постмодернистского искусства, появившиеся в отечественном изобразительном искусстве в конце XX - начале XXI века в творчестве региональных художников развития не получили. В мурманском изобразительном искусстве нашли свое продолжение, главным образом, так называемый поставангард и поп-арт. Основным личностно-креативным источником инноваций стали региональные художники, главным образом, члены Мурманской областной общественной организации ВТОО «СХР», однако, в отличие от предшествовавшего периода, заметно возросло влияние творческой деятельности приезжих художников и творческих международных контактов на процессы и динамику искусства Кольского Заполярья, что способствовало появлению и внедрению в художественную культуру региона целого ряда инноваций стимулированного типа и творческих заимствований. Новые социокультурные условия, а именно пересмотр отношения к религии со стороны власти, развитая городская культура края, увеличение мобильности людей, интенсификация коммуникационных процессов, строительство в регионе храмов создавали предпосылки реактуализации в региональном искусстве иконописи и её перехода на качественно новый 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz