Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
обобщённости и повествовательности. Данная тенденция прослеживается и в художественной культуре Кольского Заполярья. Наряду с профессиональным искусством в рассматриваемый период продолжало развиваться любительское творчество, чему значительное внимание уделяла региональная администрация, создававшая благоприятные условия, однако, в новых социокультурных условиях темпы его развития заметно снизились. В 1992 году параллельно с Мурманским областным Центром творчества и досуга (областным Домом народного творчества) был создан Мурманский областной Центр художественных ремёсел (МОЦХР), в состав которого вошли учебные классы и выставочный зал для систематического проведения персональных, групповых и ежегодных областных выставок. Весь рассматриваемый период он был основным центром по координированию деятельности региональных самодеятельных художественно-изобразительных объединений, школ ремёсел, художников- любителей и отдельных мастеров народного и декоративно-прикладного творчества427. Ряд курсов в Центре проводили профессиональные мурманские художники: Т.А. Черномор организовала народный коллектив «Гобелен», где обучала искусству батика и гобелена; А.Г. Феофилактов руководил студией рисунка и живописи428. В целях оптимизации работы государственных учреждений культуры, в 2011 году Центр присоединён к Мурманскому областному художественному музею с передачей последнему всех прав и обязанностей429. Характерным явлением отечественной художественной культуры рассматриваемого периода стало своеобразное направление в поп-культуре — граффити, феномен городской культуры, несущий в себе пласт архаических значений и смыслов, выходящий за рамки искусства, в котором, как отмечает В.М. Дианова, происходит ироничный синтез высокого и низкого, прошлого и настоящего430. Осваивание урбанистического пространства характерно и для Кольского Заполярья. Несмотря на то, что как и в искусстве центральной части страны, настенные надписи и рисунки выполняются в основном художниками, не имеющими зачастую и начального художественного образования, граффити нашло свое продолжение и в профессиональном 427 См.: Изобразительное искусство // Кольская энциклопедия - [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kolaenc.Eov-murman.ru/culture/finearts/ 428Измайлова Н. Камушки на «Коврике» - пожелание добра Там же. - С. 4 429 См.: Губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко подписал постановление о реорганизации Мурманского областного художественного музея - [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tv21 .ru/news/2010/10/14/?chid=4&newsid=25762 430 См.: Дианова В.М.. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. Там же. - С 214 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz