Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
включало трех человек, председатель - А.Е. Мозолевская. Творческое объединение работает на базе Мурманского областного краеведческого музея. Основными в художественно-изобразительном творчестве мастеров и художников из числа аборигенных народов Кольского Севера являются мифологические сюжеты и мотивы. Открытие творческого саамского союза способствовало значительной активизации выставочной деятельности саамских мастеров и художников. По npoeiny Норвегии, при содействии Ассоциации кольских саамов и Российского национального комитета была организована выставка «Арт- Арктика», участниками которой стали мастера М.А. Попова, Л.П. Авдеева, Л.С. Кобелева, Т.С. Кожевина и саамский художник И.М. Галкин, экспонировавший четыре картины на северную тематику. Филиалы данной выставки были открыты в Швеции, Канаде, Гренландии и на Аляске. Художественно оформленные в национальном саамском стиле меховые рукавицы и сумки Л.С. Кобелевой и М.П. Юрьевой были показаны на международной выставке в Якутске (1993), организованной по программе Года аборигенных народов. Саамские мастера и художники участвовали также в многочисленных выставках народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства в музеях, выставочных залах, центрах художественных ремесел, включая региональные и международные художественные выставки, в том числе организованные в рамках ежегодных межэтнических и международных мероприятий, таких как Традиционный коми праздник (январь), Международный саамский день (6 февраля), Праздник Севера (март), Саамские игры (июнь), «Медвежьи игрища» (ноябрь) и другие. Данное явление, вследствие активной стимулирующей деятельности со стороны государственной власти и в значительной степени со стороны зарубежных спонсоров в лице культурных обществ, стало инновационным, а вследствие периодичности проведения таких выставок и традиционным явлением в художественной культуре региона425. Необходимо отметить, что согласно исследованиям А.В. Костиной, в последние два десятилетия значительное влияние на развитие этнического художественно-изобразительного творчества оказывает давление рынка и, главным образом, туристический бизнес, который в качестве одной из основных своих компонент включает рынок артефактов, претендующих на аутентичность и историческую ценность426. Тогда как стремление к экономической выгоде приводит к увеличению чистой декоративности, 425См.: Художники Мурмана. Там же. 426 См.: Костина А.В., Фпиер А.Я. Культура: между рабством конъюнктуры, рабством обычая и рабством статуса. Коллективная монография. - М.: «Согласие», 2011. - 680 с. - С. 32:1-330 156
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz