Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

образом в сотрудничестве с творческой группой «Пиккине побройен» (Девушки на мосту)423. Необходимо отметить, что в 2010 году в МОХМ был закрыт экспертный отдел, оформляющий документы на вывоз картин за границу. Данную процедуру в настоящее время региональные художники проходят через экспертный отдел в г. Санкт-Петербурге, что определённым образом усложняет творческое взаимодействие с художественными культурами зарубежных стран. В рассматриваемый период, как пишет М.С. Каган, существенно изменилось взаимоотношение региональных культур, «модернистских тенденций» с активизацией традиционалистских позиций во имя сохранения национальных особенностей каждой местной культуры424. Процесс возрождения культуры этносов начался и в Кольском Заполярье, чему в значительной степени способствовала стимулирующая деятельность со стороны государственной власти и зарубежных спонсоров. В 1993 году открыт городской Дом Культуры прикладного творчества и народных ремесел, где созданы кружки и небольшие художественные коллективы, содействующие сохранению и развитию саамского и поморского народного творчества. В 1994 году в п. Ловозере открыт саамский Национальный культурный центр, на базе которого осуществляется культурно-просветительская работа среди различных возрастных групп национального населения Ловозерского района, преимущественно молодежи, функционирует отдел национальных ремесел, где проводится обучение изготовлению традиционной саамской одежды и традиционным ремеслам - плетению из корней деревьев, резьбе по кости и рогу. Центр сотрудничает с местными общественными национальными организациями: Ассоциацией Кольских саамов (АКС), Общественной организацией саамов Мурманской области (ООСМО) «Изьватас», а также с международными и российскими национальными, общественными и научными организациями. Значительные преобразования в области развития традиционной саамской культуры способствовали появлению на территории региона инновационной институциональной формы художественной культуры Кольского Заполярья - творческого саамского союза мастеров и художников (по-саамски «Чепесь саамь»), открытого в 1993 году в п. Ловозеро с целью объединения саамских художников и мастеров, выработки общего направления в возрождении народных промыслов, конкретизации пути дальнейшего развития и налаживания связей с зарубежными странами. Союз был создан по аналогии с профессиональной областной организацией ВТОО «СРХ» и к 1994 году насчитывал немногим более трех десятков членов. Правление союза 423Преимущественно Норвегия, Финляндия, Швеция 424Каган М.С. Там же. - С. 297 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz