Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

областного краеведческого музея, запасников Министерства культуры СССР, Художественного фонда России, работ местных художников, как закупленных, так и полученных в дар419. Активная работа специализированного художественного музея в регионе стала условием внедрения целого ряда инноваций: с 1994 года в музее открыта новая для региона постоянная экспозиция, отражающая развитие русского искусства XVIII - XX веков; проводятся выставки из крупнейших собраний страны - Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Дирекции художественных выставок РСФСР, из собраний музеев Петрозаводска, зарубежных музеев и других. Художественный музей, вследствие выстроенного в предшествующие периоды единообразия художественной культуры страны и единой системы государственного управления институтами культуры, развивается согласно динамике художественной культуры центральной части страны, в результате чего данные инновации также являются стимулированного типа или носят заимствованный характер. Необходимыми институциями в художественной культуре центральной части страны в условиях ослабления государственного контроля над искусством стали частные галереи. Они выполняли функции малых музеев современного искусства, совмещая их с риэлтерскими на художественном рынке. Данная тенденция прослеживается и в художественной культуре Кольского Заполярья, где открытие целого ряда небольших муниципальных выставочных залов стало инновационным явлением: в 1992 году начал функционировать Выставочный зал отдела культуры г. Мурманск (городской Выставочный зал); благодаря активной деятельности местного отделения Всероссийского фонда культуры и Союза Театральных деятелей, в 2003 году появилась галерея Ассоциации творческих союзов (АСТЭС). Новыми для региона стали и частные выставочные залы, создание которых было характерно для художественной культуры страны в целом: в 1991 году открыта первая частная галерея в регионе - «Галерея "М"»; несколько лет в г. Мурманске работала галерея «Артвег», впоследствии преобразованная в «Соло» и ее филиал галерея «Ключ»; галерея «Пространство», созданная в 90- е годы XX века; в 2010 году открылась частная художественная галерея «Светотень»; в г. Североморске работала галерея «Арт-Норд», которая в результате финансовых сложностей была передана муниципалитету, реконструирована и обрела статус городского выставочного зала420. Продолжили работать специализированные галереи продаж, открылся ряд 414 См.: Белоконь К., Чеботарь Г Об огнях-пожаршцах, о друзьях-товарищах // Мурманский берег: Культурологический альманах. - Вып. 2. - Мурманск: АСТЭС, 2005. 288 с .-С . 216-228 420Коляда А. Там, где искусство, как дома // Североморские вести. - 2009. - 18 Декабря 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz