Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

оказали также международные культурные, и в первую очередь, творческие контакты. Встречи художников стали более частыми и плодотворными, что способствует обмену опытом, развитию, расширению и обогащению искусства. В рассматриваемый период изобразительное искусство перестало быть средством идеологической пропаганды; профессиональная организация ВТОО «Союз художников России» стала негосударственным учреждением. Данные процессы создавали условия трансформации сложившейся в региональной художественной культуре традиции творческих командировок. Многочисленные индивидуальные творческие поездки по Кольскому полуострову, по другим городам России и зарубежья мурманские художники совершали в основном самостоятельно, что явилось основанием значительного снижения мобильности региональных художников, но вместе с тем более свободного их самовыражения. Традиционная для мурманских художников работа в творческих группах, организованных СХ в различных регионах страны в рассматриваемый период была прервана, так как не отвечала объективным условиям функционирования художественной культуры страны. Резкое сокращение государственного финансирования учреждений и институтов культуры явилось причиной распада Худфонда - художественно- производственной базы изобразительного искусства Кольского Заполярья, основного источника заработка региональных художников406. Вследствие чего у художников возникла острая необходимость индивидуально приспосабливаться к новой рыночной системе организации отношений, искать внебюджетные источники финансирования. Торговля своими работами стала основным источником существования, что, как отмечает Н.Н. Ковалев, зачастую наносило ущерб творчеству407. Региональная система художественного образования в рассматриваемый период развивалась на основе традиций, заложенных в предшествующие периоды. Несмотря на значительные сложности, многие созданные в советский период изостудии, детские художественные школы (ДХШ), школы искусств (ДШИ) продолжали работать, открыты новые, такие как народная изостудия Североморского Дома офицеров флота (руководил А.А. Сергиенко)408. В них традиционно свое мастерство преподавали многие мурманские художники, в том числе молодые: с 2001 года в ДХШ г. Мурманска работает А.Г. Береза, с 2002 - М.В. Тюлюнова; с 1997 года в 406См.: Полозов А.Ф. Там же. 407См.: Ковалев Н.- С. 5-45 408См.: Художники Мурмана. Там же. - С. 18, 35 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz