Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

Необходимо отметить, что в рассматриваемый период в художественной культуре Кольского Заполярья дальнейшее развитие получил процесс стереотипизации такого новационного явления в художественной культуре региона, как получение мурманскими художниками, главным образом членами региональной организации ВТОО «Союз художников России», различных званий и наград: «Заслуженный художник России», «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», награждение серебряной медалью и дипломом Российской Академии Художеств, орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (М.А. Кирин). Данный процесс явился итогом интенсивных темпов развития изобразительного искусства Кольского Заполярья в советский период, активной творческой и организационной деятельности мурманских художников, а также показателем признания высокого профессионального уровня со стороны центральной власти и управления Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». Инновационным явлением в художественной культуре региона стало учреждение региональных премий: в 1994 году премии администрации Мурманской области за достижения в области профессионального мастерства402, в 2002 - премии мэра г. Мурманска, лауреатами которой становятся талантливые молодые художники403. Помимо художников-членов МО ВТОО «Союз художников России», традиционно в Мурманской области продолжают работать профессиональные живописцы и графики, по ряду причин не вступившие в творческую организацию, появились новые - В.И. Воробей, А.В. Смирнова, В. Измайлов, Н.И. Маркина и другие. В конце XX - начале XXI века продолжала развиваться такая традиционная для художественной культуры региона институциональная форма, как творческие группы из числа региональных художников. Одной и: наиболее активно работающих стала просуществовавшая до 1999 год;- творческая группа «Пространство», в которую в разные годы входили Н.Н. Ковалев, Н.Р. Духно, Н.А. Завертайло, Д. Малышев. Активно развивалась также заимствованная из художественной культуры центральной части страны инновационная для региона институциональная форма художественно-изобразительные коллективы и неформальные объединения, существовавшие параллельно с официальным СХ. Они легко вписались в систему новых норм и стандартов деятельности и ориентировались в 90-е годы XX века, главным образом, на европейский художественный рынок: продолжал работать Союз художников г. Мурманска (руководитель 402С 1998 года - премия Губернатора Мурманской области 403См.: Художники Мурмана. Там же. - С. 19,29, 78; Ковалев Н.Н. Там же. - С. 5-45 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz