Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

Ввиду того, что в 90-с годы XX века темпы развития региональной скульптуры были незначительными, профессиональные мурманские художники-скульпторы не имели достаточных возможностей для осуществления активной творческой деятельности. Временем более интенсивного развития данного вида изобразительного искусства в регионе стали 2000-е годы, однако, вследствие отсутствия в данный период в МООО ВТОО «Союз художников России» профессиональных скульпторов, авторами памятников являются, главным образом, приезжие скульпторы и архитекторы ОАО «Институт Мурманскфажданпроект». В целом традиционной остается строгость и простота формы скульптурных композиций Кольского Заполярья, однако, в сравнении с монументами советского периода, они отличаются камерностью и символическим решением образа. Материалы для их создания используются в основном традиционные, однако, широкий интерес художников центральной части страны к нетрадиционным материалам в рассматриваемый период проявился и на Кольском Севере. Инновационным явлением для региона стала скульптура из снега и льда, которая ввиду географических особенностей края относительно быстро вошла в художественную практику Заполярья. Проводимые в России с 1985 года конкурсы снежных и ледовых скульптур, в 2000-е годы стали традиционными и в культурном пространстве Кольского Заполярья. Над скульптурными композициями из снега и льда активно работают, главным образом, молодые региональные художники - А.Г. Береза, Е.Н. Шнайдер, А. Харламов, Д.В. Новицкий и другие. В разные годы они принимали участие в фестивале ледяной скульптуры в г. Лулео (Швеция), «Баренцспе кгакле» в г. Киркинесе (Норвегия), что к настоящему времени также стало традиционным явлением в мурманском изобразительном искусстве. Как отмечают Н. Конди и В. Падунов, относительно столичной монументальной скульптуры, «даже во время последней пятилетки "перестройки и гласности" доминировали монументальные образы <...> мускулистые рабочие и колхозницы <...> сейчас городской ландшафт обозначен рекламными щитами и объявлениями»401. Данная тенденция ярко прослеживается и в культурном поле Кольского Заполярья, где роль традиционной монументальной скульптуры в организации городского пространства значится ьно снизилась по сравнению с наружной рекламой. 401Конди Н., Падунов В. Проигранный рай. Рулетка социализма. Рыночный детерминизм и постмодернизм по обязательной программе // Новая волна. Русская культура и субкультуры на рубеже 80-90-х годов / Сост., предисловие Н.И. Ажгихиной. - М.: Моск. рабочий, 1994. - 104 с. - С 7 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz