Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

темы с использованием широкого спектра как традиционных, так и новых для декоративно-прикладного искусства Кольского Заполярья техник и материалов выполняют молодые региональные художники - М.В. Тюлюнова, Ю. Козмирчук, М. Таран398. Ювелирное искусство продолжает развиваться в работе признанных художников-ювелиров - В.И. Терещенко, Т.Е. Алексеевой, Е.В. Баранова и М.И. Барановой. Однако, если в предшествовавшие периоды они создавали декоративные изделия преимущественно из серебра и камней Кольского полуострова, то в конце XX - начале XXI века, вследствие адаптации художников-ювелиров к новым рыночным условиям существования, 399 гг работают в основном с золотом и драгоценными камнями . Доминирующей в ювелирном искусстве Кольского Заполярья традиционно остается северная тематика. Новое поколение региональных художников используют более широкий спектр материалов, разнообразные приёмы, стили и оригинальные техники, главным образом, заимствованные из декоративного искусства центральной части страны. Среди молодых художников особенно выделяется творчество И. Мизенока, применяющего при создании гарнитур гитарные струны, стальные вставки и другие нетрадиционные материалы, а также С. Кздиевой, выполняющей свои работы преимущественно из кожи и поделочных камней. Целый ряд региональных непрофессиональных художников традиционно создают картины из каменной крошки, что является отличительной особенностью декоративно-прикладного творчества Кольского Заполярья. Значительные трансформации произошли в таких инновационных для регионального искусства направлениях, как монументальная живопись и монументальное декоративное искусство. Дальнейшее их внедрение в художественную практику Кольского Заполярья в новых социокультурных условиях затруднительно и не соответствует общим тенденциям развития художественной культуры страны. Большинство созданных в предшествующие периоды экстерьерных и интерьерных монументальных декоративных работ, не отвечающих эстетическим предпочтениям новых источников заказа, демонтировано. Вследствие отсутствия заказов со стороны государства, оформлением, главным образом, частных зданий и интерьеров в Мурманске и городах области занимаются преимущественно дизайнеры, приглашенные из центральной части страны, реже региональные. Мурманские профессиональные художники выполняют лишь небольшую 398 См.: Измайлова Н. Камушки на «Коврике» - пожелание добра // Мурманский Вестник - 1996. - 19 марта.- С. 4 399См.: Художники Мурмана. Там же. - С. 20 144

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz