Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

над созданием икон работают художники-иконописцы. Вследствие чего в рассматриваемый период в Кольском Заполярье иконописные образы близки не к лубочным народным картинкам, как в дореволюционный период, а создаются согласно всем церковным канонам. Основными художниками- иконописцами, активно работающими в регионе, являются К. Мороз, М.А. Гусаров, Е. Ширко395. Инновационным явлением в заполярной иконописи стало появление фресковой живописи, что связано, главным образом, со строительством на территории Кольского Заполярья каменных храмов, таких как Свято-Никольский кафедральный собор (1986). Возродилась также традиция приглашать для росписи храмов художников- иконописцев из других регионов, одним из примеров которой является Двухпрестольный православный Вознесенский храм (1997) в г. Мончегорск, расписанный московскими художниками под руководством В. Воронина. Относительно стабильно в постперестроечный период развивалось традиционное для региональной художественной культуры декоративно­ прикладное искусство. Восприняв совокупность традиционных региональных образов, художники Кольского Заполярья стремились вписать свои творческие поиски в систему новых норм, ценностных установок и стандартов деятельности, с учетом динамики искусства центральной части страны, как основного источника инноваций. Инновационным в данном виде изобразительного искусства стало применение новых техник и материалов. Работы по стеклу с оригинальным декоративным эффектом, достигаемым особой техникой гравировки, выполнял художник В. Костылев; каменные пластины для создания декоративных композиций использовал Э. Антонов и другие396. Традиционные для декоративно-прикладного искусства Кольскою Заполярья - техники гобелена и батика в данный период оставались основными для художников Т.А. Черномор и В.А. Зубицкой. В их творческой работе доминировали традиционные материалы и тематика, включающая образы северной природы, морской мифологии, наследие автохтонной населения397. В начале XXI века техники гобелена и батика остаются актуальным, однако, в работах молодых художников традиционные для регионального искусства темы значительно уступают новым. Так, например, в работах художника Е.Е. Злобиной прослеживается интерес к искусству американских индейцев. Гобелены, мини-гобелены и батики на различные 395 См.: Осетров Я. Иконописная мастерская делает первые шаги. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://murman.rfa.ru/ 396См.: Мосолова Л.М., Вагинова Л.С. Там же. - С. 115-116 397 См.: Имена. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://art.murmanout.ru/ru/tags/painting 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz