Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
вследствие сложившихся традиций, замедления темпов внедрения инноваций в культурное пространство Кольского Заполярья, реалистическое направление весь рассматриваемый период остается доминирующим. В начале 90 х годов XX века традиционно в творческой работе мурманских графиков развивалось искусство плаката. Однако, вследствие активного развития печатной техники, сети Интернет, компьютерной графики, а также ввиду появления в регионе значительного числа дизайнеров и дизайнерских организаций, выполняющих заказы с меньшими экономическими затратами, работа художников в данном виде изобразительного искусства со второй половины 90-х годов XX века практически не востребована. Плакаты, разработанные региональными дизайнерами, главным образом рекламные, обладают невысоким профессиональным уровнем, вследствие чего значительная их часть не представляет художественной ценности. Отсутствие государственного финансирования и поддержки художественной культуры страны явились причиной торможения процесса развития в регионе книжной графики, которая к настоящему времени практически не представлена. Исключение составляют частные заказы на оформление книжных изданий, однако, число их незначительно. Необходимо отметить, что в рассматриваемый период многие профессиональные художники из числа членов областной организации ВТОО «СРХ» покинули регион, в результате чего жанровое, стилистическое, тематическое разнообразие изобразительного искусства Кольского Заполярья 394 заметно сократилось Новые политические условия, пересмотр отношения к религии со стороны власти, принятие в 90-е годы XX века Государственной Думой закона «О свободе совести и вероисповедания», система новых норм, ценностей и стандартов деятельности создавали предпосылки для активизации темпов развития в художественной культуре страны религиозной живописи. Как и в дореволюционный период, значительное число икон для храмов и монастырей Кольского Заполярья традиционно заказывались в крупных монастырях России, однако, вместе с тем в рассматриваемый период в регионе возродилась, прерванная в начале XX века, традиция создания иконописных образов. И если в дореволюционный период иконописью в отдаленных монастырях, небольших храмах Кольского Севера занимались отдельные монахи и поморы кустарным способом, то в новых социокультурных условиях, вследствие развитой городской культуры, значительных антропологических изменений, высокой мобильности людей, 394См.: Художники Мурмана. Там же. - С. 17 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz