Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
художников не получили развития, что связано, главным образом, с малочисленностью мурманской профессиональной творческой организации и малой востребованностью региональным художественным рынком. В.М. Дианова отмечает, что практика постмодернистского творчества показала, что ради создания новой художественной целостности, художники тяготеют к использованию традиционно несовместимых материалов, красок, звуков. Это, согласно исследованиям ученого, «обусловлено интенциями современной культуры к интеграции, к созданию единства с сохранением входящей в него множественности»390. Сочетание в одном произведении разных техник, материалов, таких как масло, акрил, пастель, акварель, карандаш, гуашь характерно и для творчества многих мурманских художников - М.В. Веденина «Букет с ветками вербы» (2006). Более модернистки ориентированные художники, такие как А.Г. Береза, Д.В. Новицкий, А. Харламов в своих работах применяют более смелые материалы - газеты, солому, пенопласт, дермантин и другие, используя коллажный способ организации пространства, что, согласно исследованиям Е.Ю. Андреевой, отвечает динамичной трансформации реальности, так как произведение становится не «окном в мир», а частью хаотичного и разнонаправленного информационного потока391. Несмотря на плюрализм изобразительного искусства страны, в постперестроечный период со стороны модернистски ориентированных художников осуществлялась определенная дискриминация в отношении реалистического классического направления, что нашло свое продолжение и в изобразительном искусстве Кольского Заполярья. Отрицалось наследие советского периода, оптимизм считался пережитком соцреализма и любые признаки добра, гуманности в искусстве расценивались как «слюнявая эстетика прошлого», что стало следствием «отсутствия позитивной идеи», «хаоса ценностных ориентаций», «кризиса культурно-исторической идентичности», «падения идеалов», «утраты смысла бытия»392. Однако, как отмечает В.П. Конев, показательным является то, что ожидавшегося «расцвета» искусств в художественной культуре страны вследствие развития модернистских направлений не произошло, а реалистическое письмо в начале XXI века признано наиболее трудоёмким393. Интерес художников центральной части страны переместился в плоскость традиционных видов изобразительного искусства. В региональном изобразительном искусстве, 390В. М. Дианова. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. Там же. - С. 233 351Андреева Е.Ю. Там же. - С.25 392Конев В.П. Диссертация.Там же. - С. 357 393См.: Конев В.П. Диссертация. Там же. 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz