Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

искусства направление, как поп-арт, где художник видит предмет отключенным, отделенным от его непосредственного окружения, вещью для себя. Наиболее ярко оно проявилось в творчестве художников А. Харламова, А. Сидорова и других, работавших как над сборным поп-артом, так и комбинирующим, обладающим живописными качествами, последний из которых занимает доминирующие позиции. В их работах ярко прослеживается тяготение к переосмыслению традиций на основе их свободных комбинаций, ироничность, неопределенность, коллажность, цитатность, что, как отмечает в своей работе «Постмодернистская философия искусства: истоки и современность» 385 В.М. Дианова, характерно для постмодернистского искусства Инновационным стало обращение региональных художников к наследию экспрессионизма, вновь ярко проявившего себя в отечественном искусстве в 90-е годы XX века386. Главным образом, это связано с индивидуальным творческим поиском мурманского художника, изначально тяготевшего к постимпрессионизму, М.С. Драницина387. Живописец использует, продолжает и развивает идеи экспрессионизма, одновременно преодолевая в своих работах его разрыв с прошлым, с традициями, с природной и социальной средой, что, согласно исследованиям М.С. Кагана, 388 также встраивается в систему постмодернистского искусства Необходимо отметить, что характерный для постмодернизма диалог между культурами, разведенными во времени и пространстве в некоторой степени прослеживается и в работах художников, традиционно придерживающихся классического, реалистического направления, что нашло своё продолжение, главным образом, в этнической тематике, где особенно широко используется культурный фонд региона. Согласно исследованиям М.С. Кагана, современное состояние персоналистского типа культуры создает условия исчезновения определенных течений, отказ от канонов, авторитетов: «каждый художник стремится утвердить свой собственный стиль <...> выявить свою "индивидуальность"»339. Данная тенденция характерна и для изобразительного искусства Кольского Заполярья. Многие течения, появившиеся в отечественном изобразительном искусстве в конце XX - начале XXI века в творчестве региональных 385 Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. Там же. - С 217 386См.: Андреева Е.Ю. Там же. - С.23 387 См.: Художники Мурмана. Там же. - С. 36; Персоналии. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://letot >isi.ru/index.php/ 388См.: Каган М.С. Там же. - С. 286 389Каган М.С. Там же. - С'. 279 140

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz