Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
Как и в предшествовавший период, «соединение эмоциональности со свободой абстрактного мышления» является главной особенностью работ мурманского графика Н.Н. Ковалева, который стремится раскрыть силу конкретного момента времени, схватить динамично меняющуюся реальность одномоментно - «Башни у моря» (1992), «Поцелуй дога» (1996)380. Абстрактные формы, рожденные из зрительных впечатлений и раскрывающие тему пространства и света, их пространствообразующих возможностей, стали основными в творчестве художника Н.А. Завертайло381. К наследию абстрактного искусства, не репрезентируя реальность, а искажая и трансформируя ее, обратился художник Д. Малышев. Тенденции поставангарда в пределах реализма развивает мурманский художник Н.Р. Духно - «Стадион. Ночь» (1999), «II. Семеневское. Елка» (2008)382. Отличительной особенностью данного направления художественно изобразительного творчества в Кольском Заполярье является порождение абстрактных форм, главным образом, из зрительных впечатлений, сохраняющих живое ощущение природных форм. Начав развиваться в мурманском изобразительном искусстве социалистического типа, инновационное для региональной художественной культуры абстрактное направление, в результате соответствия основным тенденциям развития художественной культуры страны и активной работы ряда региональных художников, в начале XXI века стало традиционным явлением в культурном пространстве Кольского Заполярья. Все большим стремлением к эксперименту и цитированию отличаются работы художника, как и в предшествующие периоды, активно реагирующего на изменения художественной мысли А.А. Сергиенко, соединяющего в художественных образах характерные для постмодернистского искусства «тексты» прошлого и настоящего383. Он активно использует разнообразные декоративные авангардные фактуры, применяет коллажи, комбинируя их с живописными элементами, изображающими зачастую вполне фигуративные эротические видения - «Полярная ночь» (1995), «Влюбленный кентавра (2000)384. Нашло свое продолжение в творчестве рада мурманских художников нового поколения и такое инновационное для регионального изобразительного 380Художники Мурмана. Там же. - С. 14 381 См.: Художники Мурмана. Там же. - С. 23, 39; Измайлова Н. Успокоить и вывести к свету. —[электронный ресурс]. —Режим доступа: http://www.zavertailo.ru/ 382См.: Ковалев Н.Н. Там же. - С. 5-45 383 См.: Художники Мурмана. Там же. - С. 23, 39; Художники и мастера Севера. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.varzuga.murman.ru/painters/ 84См.: Водопьянова С. Тамже. - С. 3 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz