Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

образом, художественными произведениями этномифологического характера. Значительное развитие в изобразительном искусстве центральной части страны в рассматриваемый период получило такое явление, как создание художниками целых циклов работ, посвященных впечатлениям от зарубежных поездок, что стало итогом открывшейся возможности свободно совершать поездки в другие страны. Данная тенденция характерна и для художественной культуры Кольского Заполярья. В 90-е годы XX века в творчестве мурманских художников-графиков традиционно развивался эстамп с его широким набором техник. Однако, вследствие «отсутствия материалов, печатных станков и условий для работы», а также уменьшения в начале XXI века интереса к данному виду изобразительного искусства темпы его развития значительно снизились377. В изобразительном искусстве центральной части страны, в результате ценностных трансформаций, доступа к ранее «запрещенному» искусству, отсутствия государственного регулирования художественной культуры, отказа от цензуры, расширения форм международного и межэтнического сотрудничества, доминирующие позиции в постперестроечный период стали занимать идейно-художественные принципы постмодернизма. Развитие инновационного для региональной художественной культуры модернистски ориентированного искусства связано, главным образом, с инициативным творчеством отдельных мурманских художников, начавших свои поиски ещё в советский период и работой незначительного числа художников нового поколения. Их индивидуальный творческий поиск способствовал дальнейшему развитию в конце XX —начале XXI века инновационных для изобразительного искусства Кольского Заполярья тенденций и направлений. Значительное распространение в художественной культуре страны получили идеи русского авангарда 20-30-х годов XX века, с присущим ему пафосом разрушения. Современный, так называемый, поставангард построенный на цитатах, насмешке и иронии стал восприниматься в 90-е годы XX века как передовое искусство378. Данное направление нашло свое продолжение и в мурманском изобразительном искусстве неомифологического типа. Наибольшее распространение получило абстрактное искусство, устраняющее, как отмечает Е.Ю. Андреева, фигуративную живопись «в стремлении вывести художественную форму за положенные ей и зрению физические пределы»379. 377Художники Мурмана. Там же. - С. 25 378См.: Жумати Т.П. Там же. - С. 173-182 379 Андреева Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины 20- начала 21 века. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 488 с. - С. 11 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz