Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

образы, портреты молодых людей - В.Н. Бубенцов «Старый помор» (1995), М.С. Драницин «Маша Михайленко» (2011). Традиционно доминирующие позиции жанр портрета занимает только в творчестве живописца A.Г. Феофилактова - «Елисеевна» (2004). Портрет, раскрывающий тему тяжелого труда в суровых условиях севера, в рассматриваемый период не отвечает основным тенденциям развития художественной культуры страны, вследствие чего практически не представлен в изобразительном искусстве Кольского Заполярья. Незначительными остаются и темпы развития тематической картины, что связано с общим для отечественной художественной культуры 1990-х - начала 2000-х годов интересом к жизни и судьбе отдельной личности, а не к традиционной для искусства социалистического типа жизни коллектива, а также со значительными затратами в создании данного вида работ и отсутствием мотивации ввиду невостребованное™ художественным рынком. В конце XX - начале XXI века модернизация страны с учетом национальной культуры и, как следствие, возрастание интереса во всех регионах России к местной культурной традиции, поиску национальной идентификации, переосмыслению исторического прошлого, в том числе и отношения к религии, создали условия для дальнейшего развития в художественной культуре страны этнической тематики375. В искусстве Кольского Заполярья данная тема традиционно раскрывает специфику саамского и поморского культурного наследия. В новых социокультурных условиях она стала не только средством интеграции профессионального искусства в этнически-региональную художественную культуру, но и в результате спонтанного стимулирования её развития рынком, средством адаптации к новым рыночным отношениям и изменяющейся культурно!, реальности. Не только традиционный уклад жизни аборигенных народов Кольского Заполярья и их костюм привлекают художников, но, главным образом, прослеживается актуализация интереса к архаическим мифам автохтонных народов региона, их переосмыслению, интерпретации Данной теме посвящены целые серии работ мурманских художников, как сторонников реалистической манеры изображения - М.А. Кирин. B.Н. Бубенцов «Ночи Беломорья» (1997), «Песни Белого моря» (1993- 1996), В.Б. Чернов «Вечерняя служба» (2001), так и модернистски ориентированных - А.А. Сергиенко «Саамские девушки с рыбами» (2007)376. В настоящее время этническая тематика представлена, главным 37SСм.: Мосолова Л.М. Виталий Бубенцов - художник Русского Севера / Л.М. Мосолова. - Мурманск: Книжное из-во, 2009. - 80 с. 37 Водопьянова С. Там же. - С. 3 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz